А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ГОРСКИЙ Александр Алексеевич [6(18).8.1871, Петербург - 20.10.1924, Москва], балетмейстер, артист, педагог. Заслуженный артист имп. театров (1915). По окончании Петерб. театр. училища (педагоги П. К. Карсавин, М. И. Петипа) в 1889-1900 в труппе Мариинского театра. Исполнял классич., характерные и гротесковые партии: Сатир и Арлекин («Времена года» и «Испытание Дамиса»), сарацинский танец («Раймонда»), китайский танец («Щелкунчик»). Первая пост. балет-фантазия «Клоринда - царица горных фей» на сб. муз. (1899, Михайловский театр, выпускной спектакль Петерб. театр. училища).
С 1901 реж. балета, в 1902-24 балетмейстер Большого театра. Возглавив моск. балетную труппу, Г. стал осуществлять реформу балета. Стремился преодолеть мн. условности академич. балета 19 в. (канонич. структуру, раздельное существование танца и пантомимы). Знаток спектаклей Петипа, Г. шёл от буквальных повторов его постановок на моск. сцене («Спящая красавица», 1899; «Раймонда», 1900) к творч. переработке, заботясь о логике и стройности сюжета, режиссуре ансамблей. Отвлечённые кордебалетные ансамбли заменял танцами, оправданными действием, добивался истории, достоверности оформления, точности нац. колорита (привлёк к работе худ. К. А. Коровина). Большое влияние на творчество Г. оказал Моск. Художеств. театр. Значительным явлением стала его пост. балета «Дон Кихот» (1900, Большой театр) Спектакль был проникнут страстной стихией танца, который возникал из действия и эмоционально отражал его. На сцене действовала живая толпа, с которой герои были тесно связаны. Г. пост. также: «Лебединое озеро» (1901 1912, 1920), «Конёк-Горбунок» Ц. Пуни (1901, 1912, 1914), «Коппелия», «Дочь фараона», «Волшебное зеркало» А. Н. Корещенко (все - 1905), «Жизель» (1907, 1911, 1922), «Корсар» (1912), «Баядерка» (1917). В то же время в постановках Г. танец, подчинённый логике поступков и ситуаций, порой утрачивал обобщающие свойства. Свои творч. устремления Г. наиболее полно осуществил в самостоят. работах - «Дочь Гудулы» (1902), «Саламбо» (1910); «Любовь быстра!» на муз Э. Грига (1913), «Евника и Петроний» на муз. Ф. Шопена (1915). В 1916 Г. впервые осуществил опыт балетной пост. симфонии («5-я симфония» А. К. Глазунова) К 1-й годовщине Окт. революции Г. создал балет «Стенька Разин» на муз. Глазунова, к 5-й годовщине - детский спектакль на совр. тему «Вечно живые цветы» на муз. Б. В. Асафьева (с отдельными номерами др. композиторов). В 1919 осуществил пост. «Щелкунчика», затем: «Танец Саломеи» на муз. Р. Штрауса (1921), «Безделушки» на муз. В. Моцарта (1922), «Грот Венеры» на муз. Р. Вагнера (1923), а также «En blanc» на муз. 3-й сюиты П. И. Чайковского (сцен. Г., 1918, театр Летнего сада «Аквариум»).
Значение Г. для балета Большого театра чрезвычайно велико. При нём труппа, ранее считавшаяся второразрядной, даже провинциальной, почти сравнялась по значению со столичной петербургской, существенно вырос интерес к балету моск. общественности. Это произошло потому, что Г., реформируя балет, во-первых, считался со спецификой моск. театра, приверженностью его артистов к драматизированному и характерному танцу; во-вторых, потому, что его эксперименты отвечали тенденции развития русского балета нач. 20 в. Далеко не всё задуманное удавалось Г. осуществить в рамках имп. театров, далеко не все артисты труппы сочувствовали его реформам, но у него было немало последователей и учеников. В конечном счёте его работа на посту руководителя балета Большого театра на протяжении четверти века была плодотворной. Г. оказал влияние на творч. развитие мн. крупных артистов - Е. В. Гельцер, С. Ф. Фёдоровой, В. А. Каралли, А. М. Балашовой, М. М. Мордкина, В. А. Рябцева. Новаторские поиски Г. были использованы в практике балетного театра. В 1896-1900 преподавал в Петерб. театр. училище, с 1902 - в Москве. Ученики: А. М. Мессерер, М. М. Габович, А. И. Абрамова, Л. М. Банк.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)
ГО..

ГЕРГИЕВ

ГОДУНОВ

ГОЛОВИН

ГОЛУБИН

ГОЛУБОВ

ГОНЗАГО

ГОРДЕЕВ

ГОРЯНКА

ГРАЧЁВА

ГРЕВЦОВ

ГРЕКОВА

ГРЕМИНА

ГРИШИНА

ГУСКИНА

ДАВЫДОВ

(c) Русский балет 2009-2015