А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ГОНЗАГО, Гонзага (Gonzago, Gonzaga) Пьетро ди Готтардо (Пётр Фёдорович) [25.3.1751, Лонгароне, близ Венеции, 25.7(6.8).1831, Петербург], итальянский художник театра, живописец и архитектор. Сын театр, худ. Фр. Гонзаго. Учился у отца, затем в Венеции у А. Визентини и Дж. Моретти (1769-71), в Милане - у братьев Ф. и Б. Галлиарди (1772-76). Испытал влияние творчества А. Каналетто, Дж. Б. Пиранези, позже - архитекторов, работавших в России (В. Растрелли, Дж. Кваренги). Работал в театрах Венеции, Милана, Рима, Пармы, Турина. В 1792 приехал в Россию по приглашению кн. Н. Б. Юсупова и Кваренги. Гл. декоратор петерб. имп. театров (1792-1828), а также архитектор имп. театров (1827). Почётный чл. Академии св. Луки в Риме (1780), Академии в Парме (1782), почётный вольный общник АХ в Петербурге (1794). Крупнейший представитель классицизма в рус. театр.-декорац. искусстве кон. 18 - нач. 19 вв., Г. в своих монументальных архитектурно-перспективных декорациях создал искусство «большого стиля», в котором разнообразно и изобретательно использованы эффекты иллюзорной пространственности барокко и приёмы создания «романтического» настроения (освещение, поиски «пленэрных» решений, введение пейзажа). Хотя декорации Г. чаще всего не связаны конкретно с действием и музыкой, он одним из первых в европ. сценографии стремился к их эмоциональному воздействию на зрителя, к естественности и простоте, особенно в поздних пейзажных работах (в эстетике Г. заметно влияние просветительских воззрений). Творчество Г., оказавшее значит. влияние на рус. сценографию 1-й пол. 19 в., в нач. 20 в. было высоко оценено мастерами «Мира искусства». Оформил (самостоятельно, а также с А. Каноппи, Д. Корсини) балетные спектакли театров в Петербурге - Большого, Эрмитажного, Малого; придворных - в Гатчине, Петергофе, Павловске, Царском Селе; в Москве - Петровского; крепостных - кн. Юсупова в Архангельском, гр. И. П. Шереметева в Останкине, среди них: «Покинутая Дидона» (1792), «Амур и Психея», «Пирам и Тисба» (все 1795), «Аделия де Понтье» (1797), «Танкред» (1799), «Возвращение Полиорцета» (1799, Петровский театр; 1800, Большой театр в Петербурге), «Новый Вертер» (1799), «Медея и Язон» (1791, Большой театр в Петербурге; 1797, Останкино; 1800, Петровский театр; 1819, Большой театр, Москва), «Любовная страсть Флоры и Зефира» (1800), «Кастор и Поллукс» (1803), «Бланка, или Брак из отмщения» (1803), «Граф Кастелли, или Преступный брак» (1804), «Ромео и Юлия» (1809), «Амур и Психея» (1808, Эрмитажный театр; Большой театр в Петербурге), «Лаура и Генрих, или Трубадур» (1810), «Инесса де Кастро» (1811), «Торжество России, или Русские в Париже» (1814), «Сандрильона», «Марс и Венера» (оба 1815), «Альцеста, или Сошествие Геркулеса в ад» (1821). Г. создал также оформление мн. придв. торжеств и церемоний, театр, занавесы для разл. театров, росписи стен и плафонов в парковых павильонах и Большом дворце в Павловске, дворце Юсуповых на Фонтанке, архитектурные проекты Оперного театра (1799-1800), театра в Архангельском («Театр Гонзаго», сооружён в 1817-18); принимал участие в планировке ландшафтного парка в Павловске. Автор ряда трактатов по искусству и архитектуре. Имел мастерскую при Эрмитажном театре. Ученики: П. П. Гонзаго (сын), Г. С. Мухин, М. Яковлев.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)
ГО..

ГЕЛЬЦЕР

ГЕНСЛЕР

ГЕРГИЕВ

ГОДУНОВ

ГОЛОВИН

ГОЛУБИН

ГОЛУБОВ

ГОРДЕЕВ

ГОРСКИЙ

ГОРЯНКА

ГРАЧЁВА

ГРЕВЦОВ

ГРЕКОВА

ГРЕМИНА

ГРИШИНА

(c) Русский балет 2009-2015