А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ГОЛЬЦ Николай Осипович [5(17).7.1800, Петербург - 3(17).2.1880, там же], артист, педагог, балетмейстер. Воспитанником Петерб. театр. училища был первым исполнителем партий в балетах, пост. Ш. Дидло : Амур («Зефир и Флора», 1808), Ульрик («Венгерская хижина, или Знаменитые изгнанники», 1817), Симон («Рауль де Креки, или Возвращение из крестовых походов», 1819). Окончил Петерб. театр. училище (педагоги Я. Люстих , Дидло) и в 1822 определён солистом в балетную труппу. Любимый ученик и сподвижник Дидло, Г. стал ведущим романтич. танцовщиком, органически вошёл в психологически сложные балеты Ж. Перро, создал драм. роли в балетах М. И. Петипа . Будучи виртуозным классическим танцовщиком, он прославился также исполнением мазурки и «Русской», был прекрасным исполнителем партий «королей» и «благородных отцов», создателем комедийных и гротесковых ролей. Сценическая деятельность Г. продолжалась 72 года, он выступил более чем в 80 ролях, работал с 16 балетмейстерами, был партнёром 50 прославленных балерин, в т. ч. А. И. Истоминой, Е. И. Колосовой, М. Тальони , Ф. Эльслер , Е. И. Андреяновой, Т. П. Смирновой, К. Гризи , Е. О. Вазем , Е. П. Соколовой. Первый исполнитель в балетах, пост. Дидло: Ростислав («Кавказский пленник», 1823), Руслан («Руслан и Людмила» Дидло совм. с Огюстом, 1824), Ипполит («Федра», 1825); в балетах, пост. А. Блашем: Осман («Сумбека»), Дон Жуан («Дон Жуан») - оба 1832, Марс («Марс и Венера, или Вулкановы сети», 1833), Амадис («Амадис, или Паж и волшебница», 1834); в балетах, пост. Ф. Тальони: Рудольф («Дева Дуная»), Фредерик («Гитана, или Испанская цыганка») - оба 1838, Лоредан («Тень», 1839), Райдаг-бей («Морской разбойник», 1840), Владетель Калькутты («Дая, или Португальцы в Индии», 1841); в балетах, пост. Перро: Годфрид Бульонский («Армида», 1855), Герцог Ратибор («Эолина, или Дриада», 1858); в балетах, пост. А. Сен-Леоном: Дон Фортунате («Грациелла», 1860), Пётр («Конёк-Горбунок», 1864), Стерггольд («Фиаметта», 1865); в балетах, пост. Петипа: Граф Д ' Эрвильи («Пахита», 1847), Великий визирь («Сатанилла, или Любовь и Ад», 1848), Залем («Ливанская красавица»), Фараон («Дочь фараона») - оба 1863, Гамаш («Дон Кихот», 1871), Великий брамин («Баядерка», 1877), Гений холода («Дочь снегов», 1879). Г. ставил конц. номера и танцы в операх «Жизнь за царя» М. И. Глинки , «Аскольдова могила» А. Н. Верстовского, «Русалка» А. С. Даргомыжского. Преподавал бальные и характерные танцы в Петерб. театр. училище (1845-71), обучал бальным танцам в разл. уч. заведениях и частным образом (среди учеников - Глинка ).

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)

ГО..

ВАЗЕМ

ВАЛЬЦ

ВИЛЛЬ

ГАЯНЭ

ГЕРДТ

ГИТИС

ГЛИЭР

ГРАВЕ

ГРИЗИ

ГУСЕВ

ДАГИС

ДЕГЕН

ДЖУРИ

ДИДЛО

ДРИГО

(c) Русский балет 2009-2015