А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ГЛИЭР Рейнгольд Морицевич [30.12.1874 (11.1.1875), Киев - 23.6.1956, Москва], композитор, дирижёр, педагог. Нар. арт. СССР (1938). Доктор искусстведения (1941). В 1900 окончил Моск. конс. (по классу композиции у М. М. Ипполитова-Иванова), в 1906-08 брал уроки дирижирования у О. Фрида в Германии. Значительное место в творчестве Г. заняла театр, и, в частности, балетная музыка, в которой особенно выделились соч. «Красный мак» и «Медный всадник». Балет «Красный мак» (1927, Большой театр, балетм. Л. А. Лащилин, В. Д. Тихомиров; 1949, там же, балетм. Л. М. Лавровский; 1949, Театр им. Кирова, балетм. Р. В. Захаров; с 1957 - под назв. «Красный цветок») стал первым репертуарным балетом на совр. сюжет, утвердившим в сов. балетной музыке (наряду с соч. Б. В. Асафьева, особенно - «Пламя Парижа») тему рев. и нац.-освободительной борьбы. Передача драматич. сути широких нар. движений и судьбы вовлечённых в них героев потребовала от Г. муз. освохния всех форм «большой хореографии» (адажио, вариации, характерные и нар. танцы, массовые пляски, крупные пантомимич. сцены), использования рус. и кит. песенно-танц. фольклора, яркой, полифонически многоплановой обрисовки массовых сцен. Если при всей новизне идейно-образных задач муз. драматургия произв. Г. ещё несёт черты балета дивертисментного типа, то преемств. связь с муз.-драматургич. традициями рус. симф. балета (Чайковский, Глазунов) обнаруживает вершинный балет Г. «Медный всадник» (по А. С. Пушкину, 1949, Театр им. Кирова, балетм. Захаров; Гос. пр. СССР, 1950). Раскрытие душевного мира героев (особенно в лирико-психологич. сценах), трагич. столкновения судьбы, «народной и человеческой», личности «великой и малой», осуществлённое разнообразными жанровыми и стилистич. средствами орк.-симф. музыки, поставило соч. в ряд лучших достижений сов. балета («Бахчисарайский фонтан» Асафьева, «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева). Г. принадлежат также балеты: «Хризис» (по П. Луису, 1912, Интернациональный театр, Москва, балетм. И. А. Милль), «Клеопатра» («Египетские ночи», по Пушкину, 1926, Муз. студия МХАТ, Москва, пост. Вл. И. Немировича-Данченко и Л. В. Баратова), «Комедианты» («Дочь народа» по пьесе «Овечий источник» [«Фуэнте Овехуна»] Л. де Веги, 1931, Большой театр, балетм. А. И. Чекрыгин; 2-я ред. Дочь Кастилии», 1955, Театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, балетм. А. В. Чичинадзе), «Тарас Бульба» (по Н. В. Гоголю, соч. 1951-52). По заказу балетм. В. А. Рябцева написал симф. картину-балет «Запорожцы» (по картине И. Е. Репина, 1921, не пост.). Г. осуществил также новую ред. балета «Эсмеральда» Ц. Пуни (совм. с С. Н. Василенко, 1950, Театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, балетм. В. П. Бурмейстер). С 1901 Г. преподавал в Моск. муз. школе (ныне Рос. муз. академия им. Гнесиных), Киевской, Моск. конс. (с 1913 проф.). Ученики: Б. Н. Лятошинский, Л. К. Книппер; у Г. брали уроки Н. Я. Мясковский, Прокофьев. Глинкинские пр. (1902,1909, 1914). Гос. пр. СССР (1946, 1948, 1950).

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)
ГЛ..

БРУНИ

ВАЗЕМ

ВАЛЬЦ

ВИЛЛЬ

ГАЯНЭ

ГЕРДТ

ГИТИС

ГОЛЬЦ

ГРАВЕ

ГРИЗИ

ГУСЕВ

ДАГИС

ДЕГЕН

ДЖУРИ

ДИДЛО

(c) Русский балет 2009-2015