А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ГЕРДТ Елизавета Павловна [17(29).4.1891, Петербург - 6.11.1975, Москва], артистка, педагог. Засл. деят. искусств РСФСР (1951). Дочь П. А. Гердта и танцовщицы А. В. Шапошниковой. По окончании Петерб. театр. училища (педагог М. М. Фокин) с 1908 в Мариинском театре. Ученицей исполнила роль Армиды в «Оживлённом гобелене» (1907, балетм. Фокин) и затем в его же балетах танцевала близкие классическому стилю партии: Армида («Павильон Армиды»), Сильфида («Шопениана»), Коломбина («Карнавал»). Строгое, благородное искусство Г. сформировалось в традициях классич. школы Х. П. Иогансона, М. И. Петипа, П. А. Гердта. Партии: фея Сирени; Заря («Коппелия»), Изабелла («Испытание Дамиса»), Одетта-Одиллия, Аврора, Раймонда, Царь-девица, Никия, Пахита; Аспиччия («Дочь фараона»), Мирта («Жизель»). Первая исполнительница партий в балетах, пост. Ф. В. Лопуховым: Светлая сила («Красный вихрь», 1924), Смеральдина («Пульчинелла», 1926). Пластичный, выдержанный в мягких тонах, совершенный по форме танец Г. стал в 20-е гг. эталоном академич. балетной культуры. Оставив сцену, в 1927-34 преподавала в ЛХУ и вела одновременно класс усовершенствования в Ленингр. театре оперы и балета. В 1935-42 и 1945-60 педагог МХУ, с 1935 Большого театра. Ученицы: А. Я. Шелест, М. М. Плисецкая, Р. С. Стручкова, В. Т. Бовт, Е. С. Максимова.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)

ГЕРДТ Павел (Павел-Фридрих) Андреевич [22.11(4.12).1844, д. Волынкино, под Петербургом, - 30.7(12.8).1917, Вамальоки, близ Териок, Финляндия, похоронен в Петрограде], артист, педагог. В 1864 окончил Петерб. театр. училище (педагоги А. И. Пименов, Ж. Петипа, М. И. Петипа, Х. П. Иогансон). Учеником выступил в 1858 в балете «Крестьянская свадьба» (па де труа). В 1860-1916 в Мариинском театре. Один из лучших классич. танцовщиков петерб. сцены. Обладал широким и свободным жестом, пластич. выразительностью. В течение 40 лет был партнёром ведущих артисток Мариинского театра и гастролёрш. Создал разл. по характеру образы - от напряжённо-драматических и лирико-романтических до острокомедийных: Конрад; Рудольф («Дева Дуная»), Оберон («Сон в летнюю ночь», 1876), Люсьен («Пахита», 1881), Феб; Солор; Колен (1885); Синяя Борода («Синяя Борода», 1896), Таор («Дочь фараона», 1898), Абдерахман («Раймонда», 1898), Дамис («Барышня-служанка, или Испытание Дамиса», 1900), Вакх («Времена года», 1900). Первый исполнитель гл. партий в балетах П. И. Чайковского: Дезире (1890, балетм. Петипа), принц Коклюш («Щелкунчик», 1892, балетм. Л. И. Иванов), Зигфрид (1895, балетм. Петипа и Иванов). Гастролировал в Москве и Вильнюсе. Г. работал в театре до конца жизни, постепенно переходя на мимич. роли и характерные танцы. Последний раз выступил в 1916 (Гамаш «Дон Кихот»). Пост.: «Мнимые дриады» Ц. Пуни (1899), «Искры любви» И. И. Чекрыгина (1900), «Жавотта» К. Сен-Санса (1902); закончил (1901) начатую Ивановым пост. балета «Сильвия» Л. Делиба. В 1880-1904 преподавал в Петерб. театр. училище. У него учились: А. П. Павлова, Т. П. Карсавина, А. Я. Ваганова, М. М. Фокин, Л. Г. Кякшт, С. Г. Легат, В. Д. Тихомиров.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)
ГЕ..

БОЛЬМ

БОСОВ

БРУНИ

ВАЗЕМ

ВАЛЬЦ

ВИЛЛЬ

ГАЯНЭ

ГИТИС

ГЛИЭР

ГОЛЬЦ

ГРАВЕ

ГРИЗИ

ГУСЕВ

ДАГИС

ДЕГЕН

(c) Русский балет 2009-2015