А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ГЕЛЬЦЕР Анатолий Фёдорович [21.3(2.4).1852 - 1918], художник театра. Брат В. Ф. Гельцера. В 1873, по окончании моск. Строгановского училища, поступил на службу в имп. моск. театры. Работал в Большом театре помощником К. Ф. Вальца, обучался декор, искусству у худ. П. А. Исакова. Много путешествовал по России и зап.-европ. странам, изучая памятники искусства и архитектуры. С 1888 декоратор моск. Малого театра. Оформлял также оперные и балетные спектакли. В 1880-90-х гг. занимал одно из ведущих мест в рус. театр.-декорац. искусстве. В балетном театре выступал как представитель академически-романтич. направления. Используя возможности сцены, в частности введённого в 90-х гг. электрич. освещения, Г. увлекался эффектами транспарантной (просвечивающей) декорации для передачи разл. состояний природы, создания романтически приподнятой атмосферы действия. Его лучшая работа - декорации к балету «Спящая красавица» (1899, Большой театр, с К. Ф. Вальцем. возобн. А. А. Горского) со знаменитой панорамой во 2-м действии - отмечена тонким проникновением в муз. П. И. Чайковского.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)

ГЕЛЬЦЕР Василий Фёдорович [26.12.1840 (7.1.1841), Москва - 30.12.1908 (12.1.1909), там же], артист, педагог. Брат А. Ф. Гельцера. По окончании Моск. театр. училища с 1856 в Большом театре. Исполнил партию Иванушки в первой моск. пост. балета «Конёк-Горбунок» (1866, балетм. А. Сен-Леон). Характерный танцовщик, мастер перевоплощения, Г. обладал большим мимич. дарованием. Выступал в комич., характерных и трагич. партиях: Марцелина («Тщетная предосторожность», 1891), Царь Нубийский («Дочь фараона», 1892), Клод Фролло («Эсмеральда», 1890), фея Карабос (1899), Ганс («Жизель»). Комп. А. Ю. Симон в опере «Песнь торжествующей любви» (1899) для Г. создал мимич. партию немого Малайца. В 1894-1901 реж. балетной труппы Большого театра. С 1898 преподавал мимику и пластику в Моск. балетном училище и Моск. конс.; сочинил танцы для первой пост. оперы «Евгений Онегин» П. И. Чайковского (1879, осуществлена силами студентов Моск. конс.).

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)

ГЕЛЬЦЕР Екатерина Васильевна [2(14).11.1876, Москва - 12.12.1962, там же], артистка. Первой из артисток балета удостоена звания нар. арт. Республики (1925). Дочь В. Ф. Гельцера. По окончании МХУ (педагоги И. Д. Никитин, Х. Мендес) с 1894 в Большом театре. С 1896 в Мариинском театре; выступала в балетах, пост. М. И. Петипа, работа с которым оказала на неё значительное влияние. Занималась с педагогом Х. П. Иогансоном. В 1898 вернулась в Большой театр. Яркая представительница рус. школы классического танца, Г. соединяла в своём исполнении лёгкость, виртуозность, стремительность с широтой и мягкостью движений. Особое значение для её искусства имела деятельность балетм. А. А. Горского, в спектаклях которого балерина исполняла ведущие партии. Самой значительной работой Г. был образ Саламбо («Саламбо», 1910, балетм. Горский, первое исполнение). В этой партии определились осн. качества её дарования: соединение блестящей классич. танцовщицы и крупной мимич. артистки, обладавшей открытым, живым, ярким темпераментом, стремившейся передать на сцене подлинную правду чувств и переживаний. Большое влияние на Г. оказало искусство Моск. Художеств, и Малого театров. Среди партий: Китри (1906), Раймонда (1908), Одетта-Одиллия (1912), Медора (1912, балетм. Горский, первое исполнение). Рыбачка («Любовь быстра!», 1913, балетм. тот же, первое исполнение). Царь-девица («Конёк-Горбунок», 1914), Евника («Евника и Петроний», 1915, балетм. тот же, первое исполнение), Лиза (1916). В 1910 выступала в Брюсселе, Берлине, Русских сезонах в Париже; в 1911 (вместе с Тихомировым и группой артистов Большого театра) - в Лондоне, в том же году - в США (с М. М. Мордкиным). Гастролировала также по городам России. Последние партии Г. Эсмеральда (1926, балетм. Тихомиров, по Ж. Перро и Петипа, первое исполнение) и Тао Хоа (1927, балетм. Л. А. Лащилин и Тихомиров, первое исполнение). Перестав выступать на сцене Большого театра, Г. с 1935 гастролировала по Сов. Союзу (вплоть до Вел. Отечеств. войны) - как в крупных городах и пром. центрах, так и в самых отдалённых районах страны. Гос. пр. СССР (1943).

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)
ГЕ..

ВОЙШНИС

ВОЛИНИН

ВОЛКОВА

ГАБОВИЧ

ГАМАЛЕЙ

ГАРТМАН

ГВОЗДЕВ

ГЕНСЛЕР

ГЕРГИЕВ

ГОДУНОВ

ГОЛОВИН

ГОЛУБИН

ГОЛУБОВ

ГОНЗАГО

ГОРДЕЕВ

(c) Русский балет 2009-2015