А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ФОРЕГГЕР (наст. фам. Фореггер фон Грейфентурн) Николай Михайлович [6(18).4.1892, Киев - 8.6.1939, Москва], режиссёр, балетмейстер, художник. По образованию юрист (окончил Киевский университет им. Св. Владимира). В 1916-18 работал в Москве в Камерном театре, «Кривом зеркале», в Воронеже - в Свободном театре. В 1918 открыл театр «Четырёх масок», преподавал и ставил спектакли в разл. моск. театрах и студиях. В 1920 в Москве организовал Мастфор (Мастерская Фореггера), где через опыты стилизации и пародии пришёл к совр. комедии масок. Широко использовал в спектаклях стилистику мюзик-холла и «монтаж аттракционов» («Хорошее отношение к лошадям», 1922). Параллельно с биомеханикой В. Э. Мейерхольда разрабатывал систему тефизтренажа (театр.-физич. тренировка) и подобно его «Театральному Октябрю» выдвинул идею «Танцевального Октября», пластич. формулой которого стали «Танцы машин» (1922) - имитация действий производственных механизмов как символ социально полезного труда. Ставил на сцене Мастфора танцы в стиле «классика-буфф» («Чёрный лебедь» на муз. К. Сен-Санса, «Безумие Жизели», гавот-чечётка), «Будбег» (героич. эпизод гражд. войны), эксцентрические, спортивные и традин. танцы для эстрады. В 1924, после пожара Мастфора, продолжил хореогр. опыты в Ленинграде («Америка с Лиговки», «Прогулка, страсть, смерть», цикл «Исторических танцев»). Приёмы и стиль постановок Ф. воспринял театр «Синей блузы», а также режиссёры театров малых форм, балетмейстеры эстрады. В 1929-34 Ф. работал в Театре им. Лысенко (до 1931 гл. реж. и гл. балетм.), где впервые пост. балет «Футболист» В. А. Оранского (1930), подведя итоги собств. экспериментам в области «Танцевального Октября». Пост. 9 оперных спектаклей, а также «Половецкие пляски» (1929), «Арагонскую хоту» на муз. М. И. Глинки, «Пляску смерти» на муз. Сен-Санса, экспрессионистский плакат, выступил как режиссёр в балетах «Ференджи» Б. К. Яновского (1930) и Дон Кихоте» Л. Ф. Минкуса (1932). В 1934-37 работал в Киеве как реж. и балетм. театра, затем цирка и эстрады. В 1937-38 гл. реж. Ногинского драм. театра, в 1938-39 гл. реж. Куйбышевского театра.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)
ФО..

ТОПОРКОВ

ТРОИЦКИЙ

ТУЛУБЬЕВ

ФЁДОРОВА

ФАДЕЕЧЕВ

ФЕДИЧЕВА

ФИАМЕТТА

ФРЕДЕРИК

ФУРАЛЕВА

ЧЕККЕТТИ

ЧЕКРЫГИН

ЧЕРЕПНИН

ЧЕРКАШИН

ЧЕРНЫШЁВ

ЧУДИНОВЫ

(c) Русский балет 2009-2015