А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ФОКИН Михаил Михайлович [23.4(5.5). 1880, Петербург - 22.8.1942, Нью-Йорк], артист, балетмейстер, педагог. По окончании Петерб. театр. училища (класс Н. Г. Легата, педагоги П. К. Карсавин , Н. И. Волков , А. В. Ширяев , П. А. Гердт ) в 1898-1918 в Мариинском театре. На выпускном спектакле исполнил партии Адониса («Две звезды») и Учителя танцев («Урок танцев в гостинице»). Дебютировал в pas de quatre («Пахита»). Первый исполнитель партий: Лука («Волшебная флейта», 1893, Петерб. театр. училище), Овсень (танцы в опере «Ночь перед Рождеством» Н. А. Римского-Корсакова , 1895), Сильван («Сильвия, или Нимфа Дианы», 1901; все балетм. Л. И. Иванов ), Родриго («На перепутье», балетм. А. В. Ширяев, 1904), в собств. пост. Паскаль («Виноградная лоза» А. Г. Рубинштейна, 1906). Амун («Египетские ночи», 1908), Вакх («Вакханалия» на муз. А. К. Глазунова), Арлекин («Карнавал» на муз. Р. Шумана), Иван-царевич («Жар-птица»; все 1910), Негр («Исламей» на муз. М. А. Балакирева, 1912), гл. партии («Бабочка» на муз. Р. Шумана, 1912; «Прелюды» на муз. Ф. Листа, 1913), Маркиз («Сон маркизы» на муз. В. А. Моцарта , 1921). Др. партии: Зигфрид; Голубая птица и Дезире; принц Коклюш («Щелкунчик»), Базиль, Солор, Жан де Бриен; Люсьен д ' Эрвильи («Пахита»), Готье («Голубая георгина»), Рыбак («Наяда и рыбак»), Пьер («Маркобомба»), Феб де Шатопер («Эсмеральда»), Сатир и Эндимион («Царь Кандавл»), Меркурий и Зефир («Пробуждение Флоры»), Гений леса («Очарованный лес»), Пьер («Привал кавалерии»), Рене де Божанси («Павильон Армиды»), Дафнис; Главный половецкий воин («Половецкие пляски»), Пьеро («Карнавал»), Золотой раб («Шехеразада»), Юноша («Шопениана»), Эрос («Эрос»). Выступал также в характерных танцах. Стройный, пропорционально сложенный танцовщик, с большим прыжком и виртуозной техникой мелких движений, Ф. обладал врождённой танцевальностью, умением красиво и элегантно держаться на сцене, тонкой артистичностью. Его исполнит, манера сконцентрировала в себе лучшие качества академич. традиции. Танцовщик тяготел к героич. приподнятости, умел оттенять характерность персонажа. Как балетмейстер дебютировал спектаклем Петерб. театр. училища «Ацис и Галатея» А. В. Кадлеца (1905), для воспитанников училища поставил «Сон в летнюю ночь» на муз. Ф. Мендельсона (1906), для артистов Мариинского театра - «Виноградная лоза» Рубинштейна и «Эвника» Н. В. Щербачёва (обе 1907). С 1910 балетм. Мариинского театра. Соответственно духу времени, Ф. отказался от присущих балету прошлого отвлечённости и двуплановости, продиктованной делением выразительных средств на танец и пантомиму. Одна из гл. идей Ф. - «не составлять комбинации из готовых и установившихся танцевальных движений, а создавать в каждом случае новую форму, соответствующую сюжету» предполагала необходимость находить неповторимый хореогр. образ каждого спектакля. Отрицая условный жест, он соединил в тамде пластич. богатства окружающего мира, «оживлённого» изобразит. искусства, фольклора разных народов, классического танца, причём классический танец применялся не как универсальная система, а как средство, равноправное с другими. В творчестве Ф. преобладали сюжетные балеты, драматически напряжённые и действенно насыщенные. Незаурядная музыкальность позволила ему ставить спектакли на музыку, не предназначенную для балета. Ф. продолжал начатые предшественниками искания в области танц. симфонизма, сделал самостоятельным жанром бессюжетный балет, построенный по законам муз.-хореогр. разработки, причём воплощал его средствами как классич., так и характерного танца. В отличие от театра Петипа , взаимоотношения добра и зла у Ф. не подчинялись счастливым сказочным законам. Жизнь в его балетах представала вакхическим праздником, в который диссонансом врывались темы одиночества, крушения иллюзий, обречённости страстей. Действительность оказывалась инфернальной и губительной, а прекрасное обманчивым и недостижимым. Однако стремление к мечте знаменовало миг превосходства человеческого духа над бренностью бытия. В работе над спектаклями сотрудничал с худ. Б. И. Анисфельдом, Л. С. Бакстом, А. Н. Бенуа , А. Я. Головиным, Н. С. Гончаровой, А. Дереном, М. В. Добужинским, Н. К. Рерихом, С. Ю. Судейкиным, с комп. Глазуновым, С. В. Рахманиновым. В 1909-12 и 1914 худ. рук., балетм. и танцовщик Русских сезонов и труппы Русский балет Дягилева . В 1901-11 преподавал в Петерб. театр. училище. Ученики: Е. П. Гердт, Л. В. Лопухова, Е. А. Смирнова, Е. М. Люком , Л. П. Чернышёва, П. Н. Владимиров , Н. П. Ивановский , А. В. Лопухов , частно занимался с И. Л. Рубинштейн . В 1918 уехал на гастроли в Швецию. С 1921 жил в США, до 1933 выступал как исполнитель. В 1931 работал в театре «Колон» в Буэнос-Айресе, в 1934-35 - в парижской Опере, в 1936 - в труппе «Балле рюс де Монте-Карло», в 1937-39 - в труппе «Балле рюс дю колонель де Базиль». В 1921-42 руководил студией в Нью-Йорке; ученики: Ж. Берлин, П. Бауман, Л. Кёрстайн, Х. Тамирис. Пост.: «Павильон Армиды» (1907, Мариинский театр ; 1909, Русские сезоны , Париж), «Умирающий лебедь» К. Сен-Санса (1907, Мариинский театр), «Египетские ночи» (1908, там же, на сб. муз. под назв. «Клеопатра», 1909, Русские сезоны, Париж), «Шопениана» на муз. Ф. Шопена (1908, Мариинский театр; под назв. «Сильфиды», 1909, Русские сезоны, Париж), «Времена года» на муз. П. И. Чайковского (1909, Петерб. театр. училище на сцене Мариинского театра), «Половецкие пляски» (1909, Русские сезоны, Париж и Мариинский театр), «Карнавал» (1910, зал Павловой, Петербург; 1910, Русские сезоны, Париж), «Шехеразада» и «Жар-птица» (обе 1910, Русские сезоны, Париж), «Нарцисс» Н. Н. Черепнина и «Призрак розы» (обе - Русский балет Дягилева, Монте-Карло), «Петрушка» и «Подводное царство» из оперы «Садко» Римского-Корсакова (все 1911, там же, Париж), «Бабочки» на муз. Шумана (1912, Мариинский театр; 1914, Русский балет Дягилева), «Исламей» на муз. Балакирева (1912, Мариинский театр), «Синий бог, или Огненная птица» Р. Ана, «Тамара» на муз. Балакирева, «Дафнис и Хлоя» (все 1912, Русский балет Дягилева, Париж), «Прелюды» на муз. Листа (1913, Мариинский театр), «Легенда об Иосифе» Р. Штрауса , «Золотой петушок» на муз. Римского-Корсакова (оперно-балетная версия), «Мидас» М. О. Штейнберга (все 1914, Русский балет Дягилева, Париж), «Сон» на муз. М. И. Глинки , «Стенька Разин» на муз. Глазунова, «Эрос» на муз. Чайковского, «Франческа да Римини» (все 1915, Мариинский театр); «Арагонская хота» на муз. Глинки, «Ученик Чародея» на муз. П. Дюка (оба 1916, Мариинский театр), «Испытание любви» на муз. Моцарта (1936, «Балле рюс де Монте-Карло»), «Дон Жуан» К. В. Глюка (1936) и «Элементы» на муз. И. С. Баха (1937, оба - «Балле рюс де Монте-Карло», Лондон), «Золотой петушок» на муз. Римского-Корсакова (балетная версия; 1937), «Золушка» на муз. Ф. д ' Эрланже (1938), «Паганини» на муз. Рахманинова (1939, все «Орижиналь балле рюс», Лондон), «Синяя борода» на муз. Ж. Оффенбаха (1941, Дворец изящных искусств, Мехико), «Русский солдат» на муз. С. С. Прокофьева (1942, Театр оперы, Бостон); танцы в операх - «Тангейзер» («Грот Венеры») Р. Вагнера (1910), «Орфей и Эвридика» Глюка (1911), «Юдифь» А. Н. Серова (1912), «Искатели жемчуга» Ж. Бизе (1912), «Руслан и Людмила» Глинки (1917; все Мариинский театр) и др. Ф. - автор мемуаров и статей о балете. Среди экранизаций постановок Ф.: «Шопениана» (в кино - 1958, Ленинград; на ТВ - 1977, Москва), танцы из оперы «Руслан и Людмила» и «Половецкие пляски» в телефильме-концерте «Страницы русского балета» (1983), «Карнавал» (1986), «Египетские ночи» (пост. К. М. Сергеева по мотивам хореографии Ф., 1988; все «Лентелефильм»), «Видение розы» в телефильме-концерте «Приглашение к танцу» (1980, Москва).
Соч.: Умирающий лебедь. Л., 1961; Против течения. Воспоминания балетмейстера. Статьи, письма, 2 изд.. Л.. 1981.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)

ФО..

СКОТТ

СТАРК

СУРИЦ

ТИТЮС

ФАЙЕР

ФАУСТ

ФИЛИН

ЦИВИН

ЦУККИ

ЧАЙКА

ШАТИН

ШЕИНА

ШОЛЬЦ

ЩУКИН

ЭЛВИН

(c) Русский балет 2009-2015