А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ФЕНСТЕР Борис Александрович [17(30).4.1916, Петроград - 29.12.1960, Ленинград], артист, балетмейстер. Народный артист РСФСР (1957). В 1936 окончил ЛХУ (педагоги Л. С. Леонтьев, В. И. Пономарёв), в 1940 балетмейстерские курсы при Ленингр. хореогр. техникуме (педагог Ф. В. Лопухов). С 1936 в Ленингр. Малом театре: артист, с 1944 пом. худ. рук., в 1945-53 худ. рук., в 1953-56 гл. балетм. В 1956-60 гл. балетм. Театра им. Кирова. В 1936-41 исполнил в Ленингр. Малом театре партии: Колен; Арлекин («Арлекинада»), Рене («Фадетта»), Адъютант князя («Кавказский пленник»), характерные танцы. Балетмейстерскую деятельность начал воспитанником ЛХУ в качестве ассистента Л. М. Лавровского при пост. выпускных спектаклей «Фадетта» (1934); «Катерина» на муз. А. Г. Рубинштейна и А. Адана (1935). Первые самостоятельные спектакли также осуществил для ЛХУ под рук. Лавровского: «Том Сойер» А. П. Гладковского (1936), «Бэла» В. М. Дешевова (1941). Проявлял постоянный интерес к сценич. интерпретации произв. классич. литературы и особенно созданию комедийного балетного спектакля. Пост.: в Ленингр. Малом театре - «Мнимый жених» М. И. Чулаки (1946; Гос. пр. СССР, 1948), «Юность» Чулаки (1949; Гос. пр. СССР, 1950), «Барышня-крестьянка» Асафьева (1951), «Весёлый обманщик» К. А. Корчмарёва (1951, совм. с К. Джапаровым); в Театре им. Кирова - «Тарас Бульба» (1955), «Маскарад» Л. А. Лапутина (1960). Пост. для детей: «Доктор Айболит» (1948, совм. с Г. И. Исаевой), Двенадцать месяцев» Б. Л. Битова (1954, обе в Ленингр. Малом театре). Др. пост.: «Голубой Дунай» на муз. И. Штрауса (1956, Ленингр. Малый театр), «Каменный цветок» А. Г. Фридлендера (Ленингр. ДК им. М. Горького), «Тийна» Л. Аустер (1955, театр «Эстония»); перенёс на сцену театра «Эстония» балеты «Доктор Айболит» (1950), «Юность» (1952), «Мнимый жених» (1954). На сцене Ленингр. Малого театра возобн. «Фадетту» Лавровского (1945) и пост. оперу «Фенелла» («Немая из Портичи») Д. Обера (1960). В 1949-50 преподавал оперную режиссуру в Ленингр. конс. Ф. принадлежал ко второму поколению сов. хореографов, творческое формирование которых происходило уже в условиях утвердившейся монополии драм-балета. Его худож. мировоззрение вполне отвечало этим эстетич. ориентациям и за их рамки не выходило. Доверие к хореодраме, отношение к ней как к единственно возможной форме балетного спектакля, которой подвластны любые темы, образные задачи, любой характер конфликта, определили многообразие тем в спектаклях Ф. и вместе с тем известную ограниченность его творчества. В конце 50-х гг. Ф. не случайно становится ведущим сов. хореографом, не только наиболее плодовитым, но и наиболее точно отвечавшим «социальному заказу». Главным в этом «заказе» было создание балетного спектакля на совр. тему и на материале современности. И Ф. вполне это удалось в «Юности» - спектакле по роману Н. Островского «Как закалялась сталь». К сильным сторонам несомненно значительного балетмейстерского таланта Ф. относятся умение передать сценич. средствами достоверность эпохи, обстановки, человеческого характера, вообще интерес к характеристической детали, а также смелость в обращении к разл. жанрам - драм., эпич., комедийному. Умер на генеральной репетиции балета «Маскарад» в Театре им. Кирова.
Лит.: Слонимский Ю., Советский балет. Материалы к истории сов. балетного театра, М.-Л., 1950; Красовская В., Балет Ленинграда, [Л.], 1961; ее же. Страницы календаря. [Б. А. Фенстер], «СБ», 1986, № 3; Макаров А., Преемник Тараса, «ТЖ», 1969, № 7; Анисимова Н. А., И характерный танец необходим!, в кн.: Мастера балета - самодеятельности, в. 1. М., 1973; Ванслов В., Статьи о балете, Л., 1980.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)
ФЕ..

УМРИХИН

УРУСОВА

УРЮПИНА

ФЁДОРОВ

ФАБИАНИ

ФАДЕТТА

ФЕДОТОВ

ФЕСЕНКО

ФОМИНЫХ

ФРОЛОВА

ХЛЮСТИН

ХУДЕКОВ

ЦВЕТКОВ

ЧЕРНОВА

ЧИРКОВА

(c) Русский балет 2009-2015