А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ФАЙЕР Юрий Фёдорович [5(17).1.1890, Киев - 3.8.1971, Москва], дирижёр. Нар. арт. СССР (1951). В 1919 окончил Моск. конс. Впоследствии учился дирижированию у А. Ф. Арендса. С 1906 солист-скрипач и концертмейстер разл. оркестров, в 1909-10 концертмейстер и дир. Рижской оперы, в 1914-15 - Оперного театра С. И. Зимина (Москва). С 1916 концертмейстер и солист оркестра Большого театра, с 1919 дир., в 1923-63 постоянный дир. балета этого театра (репертуар Ф. насчитывал св. 50 балетов). В сотворчестве с выдающимися композиторами и хореографами Ф. создал спектакли, вошедшие в золотой фонд балетного театра. Дирижёрскому искусству Ф. были присущи глубокое понимание законов хореографии и неизменное чувство стиля как классич., так и совр. балетной музыки. Участвовал в первых пост. балетов (в скобках фамилии балетмейстеров): «Безделушки» на муз. В. А. Моцарта (1922, А. А. Горский), «Вечно живые цветы» на муз. Б. В. Асафьева и др. комп. (1922, Горский, К. Н. Баранов), «Миллионы Арлекина» Р. Е. Дриго (1924, В. А. Рябцев), «Эсмеральда» Ц. Пуни и Р. М. Глиэра (1926, В. Д. Тихомиров), «Красный мак» (1927, Тихомиров, Л. А. Лащилин; новая ред., 1949, Л. М. Лавровский; Гос. пр. СССР, 1950), «Смерч» Б. Бера (1927, К. Я. Голейзовский), «Карнавал» (1928, Голейзовский), «Футболист» В. А. Оранского (1930, Лащилин, И. А. Моисеев), «Комедианты» Глиэра (1931, А. И. Чекрыгин), «Шопениана» (1932, он же, по М. М. Фокину), «Щелкунчик» (1932, Чекрыгин, А. М. Монахов), «Саламбо» Арендса (1932, Моисеев), «Пламя Парижа» (1933, 1947, В. И. Вайнонен), «Жизель» (1934, Монахов; 1944, Лавровский), «Три толстяка» Оранского (1935, Моисеев), «Светлый ручей» Д. Д. Шостаковича (1935, Ф. В. Лопухов), «Бахчисарайский фонтан» (1936, Р. В. Захаров), «Спящая красавица» (1936, А. М. Мессерер, Чекрыгин; 1952, Мессерер, М. М. Габович), «Лебединое озеро» (1937, 1956, Мессерер), «Аистёнок» (1937, А. И. Радунский, Н. М. Попко, Л. А. Поспехин), «Кавказский пленник» (1938, Захаров), «Светлана» Д. Л. Клебанова (1939, Радунский, Попко, Поспехин), «Дон Кихот» (1940, Захаров, по Горскому, с отд. номерами Голейзовского), «Тарас Бульба» (1941, Захаров), «Тщетная предосторожность» (1943, Мессерер), «Раймонда» (1945, Лавровский), «Золушка» (1945, Захаров; Гос. пр. СССР, 1946), «Шопениана» (1946, Лавровский, по Фокину), «Ромео и Джульетта» (1946, Лавровский; Гос. пр. СССР, 1947), «Коппелия» (1949, Е. И. Долинская, Радунский, по Горскому), «Медный всадник» (1949, Захаров), «Сказ о каменном цветке» (1954, Лавровский; 1959, под назв. «Каменный цветок», Ю. Н. Григорович), «Лауренсия» (1956, В. М. Чабукиани), «Гаянэ» (1957, Вайнонен), «Спартак» (1958, Моисеев), «Подпоручик Киже» на муз. С. С. Прокофьева (1963, А. А. Лапаури, О. Г. Тарасова). Гос. пр. СССР (1941).
Соч.: Записки балетного дирижера, «СМ», 1960, № 10; О себе, о музыке, о балете, 2 изд., М., 1974.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)
ФА..

РЯБОВ

САККО

СИМОН

СКОТТ

СТАРК

СУРИЦ

ТИТЮС

ФАУСТ

ФИЛИН

ФОКИН

ЦИВИН

ЦУККИ

ЧАЙКА

ШАТИН

ШЕИНА

(c) Русский балет 2009-2015