А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ЕРМОЛАЕВ Алексей Николаевич [10(23).2.1910, Петербург - 12.12.1975, Москва], артист, балетмейстер, педагог. Нар. арт. СССР (1970). По окончании ЛХУ (педагог В. И. Пономарёв ) в 1926-30 ведущий танцовщик Петрогр. театра оперы и балета, в 1930-58 - Большого театра. Партии: Бог ветра («Талисман»), Голубая птица; Гений вод («Конёк-Горбунок», все 1926), Базиль; Купец («Корсар»), Зимняя птица («Ледяная дева», все 1927), Зигфрид (1928), Китайский фокусник и Божок («Красный мак», балетм. В. И. Пономарёв, Л. С. Леонтьев , первое исполнение, 1929), Фрондосо («Комедианты», 1931), Филипп («Пламя Парижа», 1933 и 1947; Гос. пр. СССР, 1947), Тибул («Три толстяка»), Классический танцовщик («Светлый ручей», обе 1935), Альберт; Абдерахман («Раймонда», обе 1945), Тибальд (1946, балетм. Л. М. Лавровский , первое исполнение в Большом театре), Ли Шанфу («Красный мак», Гос. пр. СССР, 1950); Евгений («Медный всадник»), Рипафратта («Мирандолина», балетм. В. И. Вайнонен , первое исполнение) - все 1949; Северьян («Сказ о каменном цветке», балетм. Лавровский, первое исполнение), Гирей («Бахчисарайский фонтан») - обе 1954, Ганс («Жизель», 1955). Снимался в кинофильме-балете «Ромео и Джульетта» (1955). Пост.: «Соловей» М. Е. Крошнера (1939, совм. с Ф. В. Лопуховым, Минский театр), «Повесть о любви» В. А. Золотарева (1953; др. назв. «Пламенные сердца», 1955, там же), «Мир победит войну» на сб. муз. совр. композиторов (1952, Большой театр, единств. исполнитель). Е. - один из самых ярких представителей русской балетной школы 20-40-х гг., сыгравший историч. роль в жизни русского балета. Именно Е. пошел дальше всех, разрушая устойчивый, сложившийся в имп. театре стереотип учтивого и галантного танцовщика-кавалера. Его интерпретации классич. репертуара были неожиданны, остры и глубоки, а сама манера танцевать - необычайно экспрессивна. Именно Е. изменил многие представления о возможностях мужского танца и в некоторых областях (вращения в воздухе и на полу, большие прыжки, а главное - темпы движений) вывел мужской танец на новый уровень виртуозности, утвердившийся в качестве нормы в искусстве танцовщиков след. поколения и прежде всего - его учеников (впрочем, некоторые достижения Е. - тройные туры в воздухе, двойные револьтады - не повторены и поныне). Для переворота, который Е. совершил в мужском танце, у него были все данные: ненасытный фанатизм экспериментатора и острый холодный интеллект, бесстрашие, одержимость, отчаянная готовность идти на любой риск и чисто физическая неутомимость. Взлёт Е. длился чуть более десяти лет. Сказались немыслимые мышечные перегрузки, и в 1937 он повредил себе ногу. Но, главное, менялась художеств, атмосфера, менялся, становясь более благопристойным, исполнит, стиль, бунтарство Е. начинало выглядеть вызывающим и неуместным. Кроме того, утверждался драмбалет пантомимная форма балетного театра, в котором уникальный танцевальный дар Е. не находил применения и ведущим балетмейстерам казался обузой. Вернувшись в 1939 на сцену Большого театра, Е. продолжал танцевать ведущие партии (правда, не достигая прежних высот), но нашел себя вновь - уже в качестве ярчайшего пантомимного артиста. Он демонстрировал живописную внешнюю форму, эффектный и выразительный пластич. жест, но, главное, обнаружил необычайную для балетного театра глубину и остроту внутр. переживаний. По силе воздействия на зрительный зал его можно было сравнить с крупнейшими драм. артистами. С кон.30-х годов Е. пробует себя в качестве балетмейстера. Однако балетм. деятельность Е., несмотря на шумный успех и очевидную художеств, смелость его постановок, не получила развития: Е., прирожденный хореограф, был неудачливым либреттистом, находившимся во власти вульгарных социологич. схем, распространённых в сов. искусстве. Не менее драматичной, но гораздо более плодотворной была деятельность Е.-педагога. По складу характера не склонный терпеливо сносить рутинный ход каждодневной школьной педагогики, Е. недолго возглавлял МХУ (1968-72). Зато с успехом и увлеченно (в 1960-75) вёл класс мастеров в Большом театре, занимаясь только с талантливыми и отдавая все силы души только звездам. Ученики: В. В. Васильев , М. Э. Лиепа , А. Б. Годунов. Гос. пр. СССР (1946) за выдающиеся достижения в области балета.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)

ЕР..

ДМИТРИЕВ

ДОЛГАЛЛО

ДОЛГУШИН

ДОН ЖУАН

ДРОЗДОВА

ДРУЖИНИН

ДЬЯЧЕНКО

ЕСАУЛОВА

ЕФРЕМОВА

ЖЕМЧУЖИН

ЖЮРАЙТИС

ЗОЗУЛИНА

ЗОЛОТОВА

ЗЫРЯНОВА

ИГНАТЬЕВ

(c) Русский балет 2009-2015