А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА (до 1991 Свердловский академический театр оперы и балета им. А. В. Луначарского). Оперные антрепризы в Екатеринбурге существовали с 1879. В 1912 открыто специально выстроенное здание Нового гор. театра. Первый балетный спектакль - «Волшебная флейта» на муз. Р. Е. Дриго (балетм. Ф. Ф. Трояновский, 1914). В последующие годы небольшая труппа танцовщиков (Лазарева, Гаретта, М. А. Стекль, Н. Средницкая, Р. И. Баланотти) была занята в операх; значительная балетная премьера - «Коппелия» Л. Делиба (1922, балетм. К. Л. Залевский). Хореографы П. К. Йоркин и сменивший его М. Ф. Моисеев ставили классич. балеты («Дон Кихот», 1924; «Лебединое озеро», 1925; «Корсар», 1926; «Жизель», 1927) и балеты совр. композиторов («Мирра» Л. П. Штейнберга, 1927; «Красный мак», 1928). Стабильно пополнять репертуар балетная труппа начинает с сезона 1930/31; одним из первых в стране театр отказался от посезонного набора, а балетм. С. Н. Сергеев завершил процесс формирования балетной труппы (ок. 70 чел.). Театр стал называться Театр оперы и балета. В 30-е гг. ведущее место в афише отводится классич. балетам, ставятся «Шопениана» (1934), «Тщетная предосторожность» (1935), «Спящая красавица» (1937), «Раймонда» (1940). Балеты сов. композиторов утверждали первенство жанра хореодрамы: «Карманьола» В. А. Фемелиди (1932, балетм. Моисеев), «Бахчисарайский фонтан» (1938, балетм. Сергеев), «Утраченные иллюзии» Б. В. Асафьева (1936, балетм. Л. В. Якобсон), «Кавказский пленник» (1939, балетм. Я. В. Романовский), первая пост. в стране балета Асафьева «Суламифь» (1941, балетм. В. А. Кононович). Ведущие танцовщики: А. Н. Вронская, К. И. Сальникова, В. К. Мерхасина, А. П. Бабанин, А. Р. Томский, О. Н. Сталинский, В. А. Преображенский. В годы войны были пост.: «Гаянэ» - перенос пермской постановки Театра им. Кирова, осуществлённый Н. А. Анисимовой в 1943, и первый уральский балет «Каменный цветок» свердловского комп. А. Г. Фридлендера (балетм. К. А. Муллер, 1944). В 1940-е гг. ведущие танцовщики: К. А. Кузьмичёва, Н. Ф. Млодзинская, К. Г. Черменская, В. И. Наумкин, Н. Ф. Орешкевич. В 1940-50-е гг. наряду с классикой идут балеты совр. комп.: «Доктор Айболит» И. В. Морозова (1948, балетм. Моисеев), «Фадетта» (1949, балетм. В. И. Наумкин), «Пламя Парижа» (1950, балетм. Г. И. Давиташвили), «Берег счастья» (1952, балетм. М. М. Газиев), «Левша» Б. А. Александрова (1954, балетм. Я. В. Романовский) и «Бесприданница» Фридлендера (1958, балетм. Г. И. Язвинский, оба первая пост.). Ведущие танцовщики: С. Л. Тарановская, Н. И. Меновщикова, Ч. К. Жебраускас, В. И. Круглов. Начавшийся на рубеже 1950-60-х гг. новый этап развития хореографии, связанный с утверждением принципов танц. симфонизма, в театр пришёл с большим опозданием. Причин тому немало и главная из них - постоянная смена балетмейстеров. Профессионально крепкая труппа то и дело оставалась без руководства, без ясной худож. программы, без чёткой репертуарной политики. В 1964 на сцене театра появляется «Барышня и хулиган» - известный к тому времени балет К. Ф. Боярского на муз. Д. Д. Шостаковича. С тех пор практика переноса зарекомендовавших себя спектаклей получила в театре большое распространение. Свои работы здесь показывали: А. В. Чичинадзе («Франческа да Римини», 1965), Е. Я. Чанга («Спартак», 1966), И. Д. Бельский («Ленинградская симфония», 1968; «Щелкунчик», 1980), Н. Н. Боярчиков («Слуга двух господ», 1976), М. М. Плисецкая, Н. И. Рыженко и В. В. Смирнов-Голованов («Анна Каренина», 1978), Аз. М. и А. М. Плисецкие («Кармен-сюита» по А. Алонсо, 1979); И. Д. Касаткина и В. Ю. Василёв («Сотворение мира», 1979; «Пушкин», 1980, - оба А. П. Петрова; «Повесть о Ромео и Джульетте» С. С. Прокофьева, 1981). Кон. 60-х-70-е гг. - период расцвета исполнительского искусства. Помимо Меновщиковой, ставшей первой в театре нар. арт. СССР, свою индивидуальность раскрыли Е. Р. Гускина, В. В. Кузнецова, М. П. Окатова, Е. А. Степаненко, Н. А. Ильченко, К. П. Бруднов, А. А. Григорьев, Н. В. Остапенко, А. Ф. Фёдоров, Л. А. Воробьёва. В 1983-93 балетную труппу возглавлял выпускник Ленингр. конс. Ал. А. Дементьев, который отдавал предпочтение жанрам действенного балета, с логично выстроенной сюжетной драматургией, имеющей первоисточником, как правило, лит. классику. Одна из осн. традиций балетной труппы тщательная актёрская проработка пластич. партий - свойственна и творч. почерку Дементьева. Им пост.: «Макбет» (1983, собств. версия балета К. В. Молчанова), «Комиссар» (1985, первое прочтение партитуры Г. И. Банщикова), «Двенадцать стульев» Г. И. Гладкова (1987), «Петрушка» И. Ф. Стравинского (1989). К кон. 80-х гг. театр обладал обширным классическим репертуаром. Наряду с «Жизелью» (1963, пост. Е. Ф. Дорофеев, версия Л. М. Лавровского), «Пахитой» и «Шопенианой» (1979, перенос Н. В. Беликовой), «Лебединым озером» (1976, ред. М. Н. Лазаревой) ставятся «Тщетная предосторожность» (1982, балетм. Дементьев), «Баядерка» (1984, с восстановленным последним актом, балетм. П. А. Гусев), «Сильфида» (1985, перенос О. М. Виноградова по А. Бурнонвилю), «Дон Кихот» (1987, балетм. Т. И. Варламова и Ю. Я. Дружинин), «Спящая красавица» (1989, ред. К. М. Сергеева, балетм. Т. А. Соболева), «Вечер хореографии Дж. Баланчина» (1990, перенос Л. В. Асауляка). В репертуаре появляются две обширные конц. программы под общим назв. «Бенефис балета», включающие помимо совр. номеров и образцов нар.-сценич. хореографии новую для свердловской сцены классику: «Фестиваль цветов в Дженцано» Э. Хельстеда и Паулли (балетм. А. Бурнонвиль), «Па де катр» на муз. Ц. Пуни (балетм. А. Долин), па де де из балета «Талисман» Р. Е. Дриго (балетм. М. И. Петипа). В труппе (на 1994): В. П. Абашева, Н. Б. Антошевская, С. С. Баталов, Е. А. Белькова, А. В. Боряев, И. Б. Веденеева. Воробьёва, Т. С. Гичина, Н. Г. Гордиенко, Г. В. Гужелева, С. В. Комиссаров, И. В. Мальчугина, А. В. Насадович, В. А. Половинкин, А. Ф. Фёдоров, Э. А. Чибиряк. Педагоги-репетиторы: Т. Ю. Луань-Бинь, Гускина, Фёдоров, К. Г. Черменская. Гл. дир. Е. В. Бражник. В 1966 театру присвоено звание академического.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)
ЕК..

КРАСНОЯРСКОЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ

СКАЗКА О ПОПЕ И О РАБОТНИКЕ ЕГО БАЛДЕ

(c) Русский балет 2009-2015