А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


«ДРАМБАЛЕТ», «Драматический балет», хореогр. студия. Созд. в 1918 в Москве из Инициативной группы студии, руководимой М. М. Мордкиным. Возглавили студию артистка балета Н. С. Гремина, комп. Н. Н. Рахманов и худ. М. Н. Тихомиров. В 1920 студия открыла школу и стала наз. Гос. опытной студией драматич. балета (с 20-х гг. 15 раз меняла своё назв.). В студии преподавали балетмейстер Большого театра А. А. Горский, артисты этого же театра М. Н. Горшкова, Л. А. Лащилин, А. М. Мессерер, Г. В. Поливанов, И. В. Смольцов; артисты 1-й студии МХТ С. Г. Бирман, М. А. Успенская, В. А. Попов. Мимику и жест по Ф. Дельсарту преподавал С. М. Волконский, пантомиму - артист Камерного театра Н. М. Церетели. Руководители студии стремились выявить смысл и оправдать хореографическое действие, исходя из того, что танец и пластика сами по себе ещё не могут осуществить театр, зрелища. Танец, по их мнению, должен был служить лишь одним из средств для воплощения драматич. темы, к полному раскрытию которой может привести только тесное содружество автора, композитора, драматич. режиссёра-постановщика, балетмейстера и актёра-танцовщика. Преподавание актёрского мастерства в студии основывалось на принципах школы Моск. Художеств, театра. Руководители Д.» ставили своей задачей воспитать «танцующего актёра». В 1920 Наркомпросом были организованы Высшие гос. хореографич. мастерские, пользующиеся правами специального ср. уч. заведения повышенного типа. Осн. ядро этих хореогр. мастерских составили студия Д.» и две частные моск. студии под рук. И. С. Чернецкой и А. М. Шаломытовой. В 1922 на базе мастерских был образован Гос. практический институт хореографии. Первыми спектаклями здесь стали одноактные балеты «Индусская легенда» на муз. В. И. Поля и А. Толстого (балетм. О. С. Чаплыгина) и «Неволя» на муз. Рахманова (балетм. Лащилин), оба - в 1922; «Сказка города» на муз. Е. В. Гвоздкова (1923, пост. Бирман, балетм. Л. К. Редега), «Вечер балетов» на муз. И. А. Саца (1923; «Вальсы», балетм. тот же; «Козлоногие», балетм. В. Н. Кузнецов), «Похождения трёх» на муз. Б. Б. Бера (1925; пост. реж. Р. Н. Симонова, балетм. тот же). В 1924 Д.» был включён в состав ГИТИСа в качестве автономного хореогр. отделения, а затем (в том же году) преобразован в хореогр. отделение Моск. театр. техникума им. А. В. Луначарского (МГТТ). На хореогр. отд. техникума существовали уч. курс для студентов от 16 до 25 лет и детская группа для учеников от 10 до 14 лет. В МГТТ были пост. балеты: «Война игрушек» на муз. Р. Шумана, «Игры в танцах» на сб. муз. (оба 1926), «Спортивные танцы» на сб. муз. (1927), все балетм. Мессерер; «Иван-маляр и четыре франта» на муз. Ю. С. Милютина (1927, балетм. Н. А. Глан). В 1928 хореогр. отд. вошло в состав Центр, управления госцирками (ЦУГЦ), получив площадку Мюзик-холла для показа своих работ. Здесь были созданы балеты для детей: «Мурзилка и Мазилка» и «Мазилка найден!» на классич. муз. произв. (балетм. Н. А. Болотов), «Шалуны» на муз. Ф. Шуберта (балетм. К. Я. Голейзовский) все 1928. Балетм. Н. А. Болотов, М. Г. Геворкян, Голейзовский, Э. И. Мэй, Н. М. Фореггер, Н. С. Холфин поставили хореогр. миниатюры, образовавшие целые конц. отделения. Особенной популярностью у зрителей долгие годы пользовались танц. сцена «Морской скетч» на муз. Милютина (балетм. Холфин, 1929), продержавшаяся в репертуаре до 1940, и эстрадный номер «30 гёрлс» в пост. Голейзовского (1928). В 1928-30 «Д.» принимал участие во всех обозрениях Мюзик-холла: «Чудеса XXX века» («Последний извозчик»), «100 минут репортёра», «Туда, где льды», «С неба свалились» (балетм. Голейзовский). В 1931 «Д.» был преобразован в Моск. гос. театр драматич. балета. В 1932 пост. «Хореографические рассказы»: по произв. П. Мериме «Предатель» (на муз. М. де Фальи, балетм. Е. А. Менее); по рассказам А. П. Чехова «Безнадёжный» и «Хирургия» (на муз. П. И. Чайковского, балетм. Холфин); «Враги» (на муз. В. П. Ширинского, балетм. тот же); бытовые сценки трёх свадеб: рус., еврейской и совр. колхозной (балетм. Холфин и Менее, реж. С. М. Михоэлс). В 1933-35 «Д.» работал в составе Мюзик-холла, участвуя во всех его программах, одновременно подготавливая самостоят, балетный спектакль «Кармен» на муз. А. А. Шеншина (1935, балетм. Менее, реж. Б. Н. Норд). В 1936 «Д.» был в составе 1-го Госцирка, выступая в цирковых программах с танц. интермедиями и балетными сюитами на муз. Рахманова в пост. Менее и П. Е. Кретова. В 1938 «Д.» вошел как ансамбль в организацию «Артист-бюро», возобновив конц. программу, и до сер. 1941 выезжал на гастроли по стране. Начало войны прекратило существование ансамбля, а бессменный рук. «Д.» Гремина в 1943 возглавила балетный цех Всерос. гос. концертного объединения (ВГКО). Основой и отправной точкой для поисков «Д.» послужили спектакли Горского, стремящегося драматизировать балетное зрелище и применить на хореогр. сцене режиссёрские принципы Моск. Художеств, театра. Горский же стоял и у истоков создания студии, он был одним из её первых педагогов по классическому танцу. Провозглашённая студией понятность и доступность балетного зрелища, отказ от нарочитой условности старого балета были для своего времени явлением прогрессивным. Такие понятия, как Драматизация балета», «образ в танце», «воспитание танцующего актёра», «поиск смысла и оправдания в танце», впервые выдвинутые создателями «Д.», прочно вошли в практику хореогр. театра 30-50-х гг. Творч. программа работы студии, придававшая большое значение осмысленной и режиссёрски разработанной пантомиме, со временем получила подтверждение в теоретич. статьях балетных критиков. Чтобы сделать пантомиму и танец в балете драматургически оправданными и выразительными, руководители студии приглашали для работы известных режиссёров драм. театра: Бирман, Симонова, Михоэлса, Норда. Эта тенденция стала характерной для балетных спектаклей на академич. сцене 30-40-х гг., когда рядом с хореографами В. И. Вайноненом, Р. В. Захаровым, Л. М. Лавровским работал реж. С. Э. Радлов. Союз с драм. театром был определён в самом назв. студии «Д.», которая, в свою очередь, дала назв. целому направлению развития отечеств. хореографии 30-50-х гг. Из «Д.» вышли хореографы Болотов, В. П. Бурмейстер, П. П. Вирский, Кретов, Мэй, Холфин и танцовщики М. С. Воронько, А. А. Редель, М. С. Сорокина, З. И. Тарховская, Н. М. Фрейман, М. М. Хрусталев и др.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)
ДР..

ГОРДИЕНКО

ГРИГОРЬЕВ

ДЕМЕНТЬЕВ

ДЕРЕВЯНКО

ДМИТРИЕВА

ДОН КИХОТ

ДРАГАВЦЕВ

ДУБОВСКОЙ

ДУДИНСКАЯ

ЖАР-ПТИЦА

ЖЕЛЕЗНОВА

ЖЕМЧУЖИНА

ЗАБАБУРИН

ЗАБОТКИНА

ЗВОНАРЁВА

(c) Русский балет 2009-2015