А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


«ДРАМБАЛЕТ», «Драматический балет», хореогр. студия. Созд. в 1918 в Москве из Инициативной группы студии, руководимой М. М. Мордкиным. Возглавили студию артистка балета Н. С. Гремина , комп. Н. Н. Рахманов и худ. М. Н. Тихомиров . В 1920 студия открыла школу и стала наз. Гос. опытной студией драматич. балета (с 20-х гг. 15 раз меняла своё назв.). В студии преподавали балетмейстер Большого театра А. А. Горский , артисты этого же театра М. Н. Горшкова, Л. А. Лащилин , А. М. Мессерер , Г. В. Поливанов, И. В. Смольцов ; артисты 1-й студии МХТ С. Г. Бирман, М. А. Успенская, В. А. Попов . Мимику и жест по Ф. Дельсарту преподавал С. М. Волконский, пантомиму - артист Камерного театра Н. М. Церетели. Руководители студии стремились выявить смысл и оправдать хореографическое действие, исходя из того, что танец и пластика сами по себе ещё не могут осуществить театр, зрелища. Танец, по их мнению, должен был служить лишь одним из средств для воплощения драматич. темы, к полному раскрытию которой может привести только тесное содружество автора, композитора, драматич. режиссёра-постановщика, балетмейстера и актёра-танцовщика. Преподавание актёрского мастерства в студии основывалось на принципах школы Моск. Художеств, театра. Руководители Д.» ставили своей задачей воспитать «танцующего актёра». В 1920 Наркомпросом были организованы Высшие гос. хореографич. мастерские, пользующиеся правами специального ср. уч. заведения повышенного типа. Осн. ядро этих хореогр. мастерских составили студия Д.» и две частные моск. студии под рук. И. С. Чернецкой и А. М. Шаломытовой. В 1922 на базе мастерских был образован Гос. практический институт хореографии. Первыми спектаклями здесь стали одноактные балеты «Индусская легенда» на муз. В. И. Поля и А. Толстого (балетм. О. С. Чаплыгина) и «Неволя» на муз. Рахманова (балетм. Лащилин), оба - в 1922; «Сказка города» на муз. Е. В. Гвоздкова (1923, пост. Бирман, балетм. Л. К. Редега), «Вечер балетов» на муз. И. А. Саца (1923; «Вальсы», балетм. тот же; «Козлоногие», балетм. В. Н. Кузнецов ), «Похождения трёх» на муз. Б. Б. Бера (1925; пост. реж. Р. Н. Симонова , балетм. тот же). В 1924 Д.» был включён в состав ГИТИСа в качестве автономного хореогр. отделения, а затем (в том же году) преобразован в хореогр. отделение Моск. театр. техникума им. А. В. Луначарского (МГТТ). На хореогр. отд. техникума существовали уч. курс для студентов от 16 до 25 лет и детская группа для учеников от 10 до 14 лет. В МГТТ были пост. балеты: «Война игрушек» на муз. Р. Шумана, «Игры в танцах» на сб. муз. (оба 1926), «Спортивные танцы» на сб. муз. (1927), все балетм. Мессерер ; «Иван-маляр и четыре франта» на муз. Ю. С. Милютина (1927, балетм. Н. А. Глан). В 1928 хореогр. отд. вошло в состав Центр, управления госцирками (ЦУГЦ), получив площадку Мюзик-холла для показа своих работ. Здесь были созданы балеты для детей: «Мурзилка и Мазилка» и «Мазилка найден ! » на классич. муз. произв. (балетм. Н. А. Болотов), «Шалуны» на муз. Ф. Шуберта (балетм. К. Я. Голейзовский ) все 1928. Балетм. Н. А. Болотов, М. Г. Геворкян, Голейзовский, Э. И. Мэй, Н. М. Фореггер , Н. С. Холфин поставили хореогр. миниатюры, образовавшие целые конц. отделения. Особенной популярностью у зрителей долгие годы пользовались танц. сцена «Морской скетч» на муз. Милютина (балетм. Холфин, 1929), продержавшаяся в репертуаре до 1940, и эстрадный номер «30 гёрлс» в пост. Голейзовского (1928). В 1928-30 «Д.» принимал участие во всех обозрениях Мюзик-холла: «Чудеса XXX века» («Последний извозчик»), «100 минут репортёра», «Туда, где льды», «С неба свалились» (балетм. Голейзовский). В 1931 «Д.» был преобразован в Моск. гос. театр драматич. балета. В 1932 пост. «Хореографические рассказы»: по произв. П. Мериме «Предатель» (на муз. М. де Фальи, балетм. Е. А. Менее); по рассказам А. П. Чехова «Безнадёжный» и «Хирургия» (на муз. П. И. Чайковского , балетм. Холфин); «Враги» (на муз. В. П. Ширинского, балетм. тот же); бытовые сценки трёх свадеб: рус., еврейской и совр. колхозной (балетм. Холфин и Менее, реж. С. М. Михоэлс). В 1933-35 «Д.» работал в составе Мюзик-холла, участвуя во всех его программах, одновременно подготавливая самостоят, балетный спектакль «Кармен» на муз. А. А. Шеншина (1935, балетм. Менее, реж. Б. Н. Норд). В 1936 «Д.» был в составе 1-го Госцирка, выступая в цирковых программах с танц. интермедиями и балетными сюитами на муз. Рахманова в пост. Менее и П. Е. Кретова. В 1938 «Д.» вошел как ансамбль в организацию «Артист-бюро», возобновив конц. программу, и до сер. 1941 выезжал на гастроли по стране. Начало войны прекратило существование ансамбля, а бессменный рук. «Д.» Гремина в 1943 возглавила балетный цех Всерос. гос. концертного объединения (ВГКО). Основой и отправной точкой для поисков «Д.» послужили спектакли Горского, стремящегося драматизировать балетное зрелище и применить на хореогр. сцене режиссёрские принципы Моск. Художеств, театра. Горский же стоял и у истоков создания студии, он был одним из её первых педагогов по классическому танцу. Провозглашённая студией понятность и доступность балетного зрелища, отказ от нарочитой условности старого балета были для своего времени явлением прогрессивным. Такие понятия, как Драматизация балета», «образ в танце», «воспитание танцующего актёра», «поиск смысла и оправдания в танце», впервые выдвинутые создателями «Д.», прочно вошли в практику хореогр. театра 30-50-х гг. Творч. программа работы студии, придававшая большое значение осмысленной и режиссёрски разработанной пантомиме, со временем получила подтверждение в теоретич. статьях балетных критиков. Чтобы сделать пантомиму и танец в балете драматургически оправданными и выразительными, руководители студии приглашали для работы известных режиссёров драм. театра: Бирман, Симонова, Михоэлса, Норда. Эта тенденция стала характерной для балетных спектаклей на академич. сцене 30-40-х гг., когда рядом с хореографами В. И. Вайноненом, Р. В. Захаровым, Л. М. Лавровским работал реж. С. Э. Радлов . Союз с драм. театром был определён в самом назв. студии «Д.», которая, в свою очередь, дала назв. целому направлению развития отечеств. хореографии 30-50-х гг. Из «Д.» вышли хореографы Болотов, В. П. Бурмейстер, П. П. Вирский, Кретов, Мэй, Холфин и танцовщики М. С. Воронько, А. А. Редель, М. С. Сорокина , З. И. Тарховская, Н. М. Фрейман, М. М. Хрусталев и др.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)

ДР..

ГОРДИЕНКО

ГРИГОРЬЕВ

ДЕМЕНТЬЕВ

ДЕРЕВЯНКО

ДМИТРИЕВА

ДОН КИХОТ

ДРАГАВЦЕВ

ДУБОВСКОЙ

ДУДИНСКАЯ

ЖАР-ПТИЦА

ЖЕЛЕЗНОВА

ЖЕМЧУЖИНА

ЗАБАБУРИН

ЗАБОТКИНА

ЗВОНАРЁВА

(c) Русский балет 2009-2015