А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ДИДЛО (Didelot) Шарль Луи Фредерик [1767, Стокгольм - 7(19).11.1837. Киев], французский артист, балетмейстер, педагог. Сын танцовщицы М. Марешаль и танцовщика Ш. Дидло. Учился в Стокгольме у отца иГЛ. Фрессара. С 1776 в Париже изучал академич. танец 18 в. у Ж. Б. Лани и Ж. Ф. Деге. Тогда же работал в детской труппе театра «Амбигю комик». Ок. 1782 принят в труппу «Комеди Франсез» как солист в дивертисментах. В 1783 ученик школы при парижской Опере. В 1786 вернулся в Стокгольм первым танцовщиком придв. театра. В 1787 пост. пантомимные сцены и танцы в опере «Фригга», уехал из Швеции. Ок. года танцевал в Лондоне в труппе Ж. Ж. Новера и сочинил для неё балеты «Милость сеньора» и «Ричард Львиное Сердце». Осенью 1788 дебютировал в парижской Опере; зимой 1789 вернулся в Лондон и был партнёром М. Гимар, затем служил в Бордо (Франция) у Ж. Доберваля. В 1791 вновь в парижской Опере, оттуда перешёл в театр «Монтансье». В 1794 уехал в Лион, сочинил на сборную музыку балета «Метаморфозы» (1795) первую версию балета «Зефир и Флора». В 1796-1801 пост. в Лондоне: «Любовь маленькой Пегги», «Флора и Зефир», «Счастливое кораблекрушение, или Шотландские ведьмы», «Ацис и Галатея», «Лаура и Ленца, или Трубадур», выступив непосредств. предшественником балетного романтизма. Балет «Шотландские ведьмы» Д. посв. У. Шекспиру; предисловие к программе балета - манифест романтич. взглядов хореографа.
С 1801 Д. - глава балетной части Петерб. театр. училища. Спектакли на мифологич. и сказочные темы («Аполлон и Дафна», 1802; «Роланд и Моргана», 1803; «Зефир и Флора», 1804) принесли ему известность. В 1809 он пост. балеты «Амур и Психея» и «Зелиса и Альсинор, или Лес приключений». В марте 1811 ему пришлось покинуть Россию, воевавшую с Францией. В 1812 возобновил в Лондоне петерб. балет «Зелиса» и пост. «Зефир непостоянный, наказанный и прощённый, или Свадьба Флоры», «Испытание, или Деревянная нога», «Царица Голконды», в 1813 - «Пастух и Гамадриада», неск. дивертисментов и открыл серию своих героич. балетов премьерой «Венгерская хижина, или Знаменитые изгнанники» на муз. М. А. Венюа. К 1814 относятся пост. «Тамаида и Алонзо, или Дикий остров» и «Карл и Лизбета, или Дезертир поневоле». В 1815 Д. поставил свой единственный на сцене парижской Оперы балет «Зефир и Флора». Отечество отказало ему в дальнейшем гостеприимстве, и в 1816 он возвратился в Россию, где пышно расцвело и закончилось его творчество.
Д. поставил на петерб. сцене св. 40 балетов и дивертисментов. Среди них: мифологические балеты - «Ацис и Галатея» Кавоса (1816), «Тезей и Арианна, или Поражение Минотавра» Ф. Антонолини (1817), «Евтимий и Евхариса, или Побеждённая тень Либаса» Жома (1820), «Альцеста, или Сошествие Геркулеса в ад» Антонолини и «Федра» Кавоса и Ф. П. Турике (оба 1821); сказочные - «Лаура и Генрих, или Трубадур» Кавоса (1819), «Хензи и Тао, или Красавица и чудовище» Антонолини (1819), «Роланд и Моргана, или Разрушение очарованного острова» (1821); комические «Молодая молочница, или Нисетта и Лука» Антонолини (1817), «Возвращение из Индии, или Деревянная нога» Ф. Венюа (1821). Д. разрабатывал жанр историко-героического балета: «Венгерская хижина, или Знаменитые изгнанники» Венюа (1817), «Молодая островитянка, или Леон и Тамаида» Кавоса (1818), «Рауль де Креки, или Возвращение из крестовых походов» Кавоса и Т. В. Жучковского (1819), «Кора и Алонзо, или Дева солнца» Антонолини (1820). В 1823 пост. балет «Кавказский пленник, или Тень невесты» Кавоса по мотивам поэмы А. С. Пушкина, который увлекался балетами Д. Работу над пост. «Сюмбека, или Покорение Казанского царства» Кавоса не завершил, т. к. в 1829 вынужден был подать в отставку из-за конфликта с Дирекцией имп. театров.
Важным достижением хореографа были поэтич. цельность и законченность спектаклей. Он поднял роль кордебалета, превратил его из пассивного фона в участника действия, аккомпанировавшего танцу солистов. Худож. ансамбли Д. подготовили преобразования эпохи романтизма в балете. Д., приближаясь к поэтике романтизма, развивал женский танец. В его балетах расцвёл талант Е. И. Колосовой, раскрылись дарования его учениц М. И. Даниловой, А. И. Истоминой, Е. А. Телешовой, А. А. Лихутиной. Он не отказывал в правах и мужскому танцу: дал приют виртуозу французу Л. Дюпору, вырастил рус. танцовщиков А. П. Глушковского, Н. О. Гольца. Хореогр. драмы Д. одна из ценностей преромантизма. Их действие последовательно развёртывалось средствами станцованной пантомимы, переходившей в танец, техника которого тогда значительно обогащалась. Им были присущи драматургич. логика и стилевое единство. Декорац. оформление и сценич. эффекты служили интересам содержания. Под рук. Д. руский. балетный театр выдвинулся на одно из первых мест в Европе. Новаторские находки Д. получили развитие во 2-й пол. 19 в., в частности в балетах М. И. Петипа.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)
ДИ..

ГОЛЬЦ

ГРАВЕ

ГРИЗИ

ГУСЕВ

ДАГИС

ДЕГЕН

ДЖУРИ

ДРИГО

ДУДКО

ДЮПОР

ЖУКОВ

ЗИМИН

ЗОТОВ

ИВИНГ

ИЛЬИН

(c) Русский балет 2009-2015