А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


БОЯРЧИКОВ Николай Николаевич (р. 27.9.1935, Ленинград), артист, балетмейстер. Народный артист РСФСР (1985). По окончании ЛХУ (педагог Б. В. Шавров) с 1954 в Ленингр. Малом театре. Первый исполнитель партий: Солист («Болеро», 1960, балетм. Г. И. Давиташвили), Вадим («Сильнее любви», 1961, балетм. В. А. Варковицкий), Швейный начальник («Директивный бантик», 1962), Павел («Круг ада», 1964), Квартирант («Гадюка», др. назв. «История одной девушки», 1967; все балетм. К. Ф. Боярский), Дроссельмейер («Щелкунчик», 1969, балетм. И. Д. Бельский), Хоттабыч («Старик Хоттабыч», 1970, балетм. К. А. Ласкари), Марцелина («Тщетная предосторожность», 1971, балетм. О. М. Виноградов). Среди партий: Конрад, Ротбарт; Берсенев («Накануне»), Арап и Фокусник («Петрушка»), Сильвио («Мнимый жених»), Царевич («Жар-птица»), Эрос («Эрос»), Цезарь («Антоний и Клеопатра»).
В 1956 начал балетмейстерскую деятельность (танцы в драм. спектаклях).
В 1967 окончил балетмейстерское отд. Ленингр. конс. (педагоги Ф. В. Лопухов. Бельский). Пост.: «Три мушкетёра» В. Е. Баснера (1964, Ленингр. Малый театр; 1966, Пермский театр), Деревянный принц» Б. Бартока (1966, Ленингр. Малый театр), «Балетная интерлюдия» на муз. Д. Брубека (1967, Ленингр. эстрада), «Шут, всех шутов перешутивший» С. С. Прокофьева (совм. с Л. В. Якобсоном, 1968, ЛХУ), «Пиковая дама» на муз. Прокофьева (1969, Ленингр. Камерный балет под рук. П. А. Гусева; под назв. «Три карты», 1973, Пермский театр). В 1971-77 гл. балетм. Пермского театра, где пост.: «Ромео и Джульетта» (1972; 1974, Немецкая гос. опера, Зап. Берлин; 1988, Ленингр. Малый театр), «Чудесный мандарин» Бартока (1973), «Царь Борис» на муз. Прокофьева (1975; 1978, Ленингр. Малый театр), «Слуга двух господ» М. И. Чулаки (1976; 1978, Ленингр. Малый театр), «Орфей и Эвридика» на муз. рок-оперы А. Б. Журбина (1977; 1979, Ленингр. Малый театр на сцене Ленингр. конц. зала «Октябрьский», в 1980 на сцене своего театра).
С 1977 гл. балетм. Ленингр. Малого театра. Пост.: «Геракл» Н. А. Мартынова (1981), «Разбойники» М. А. Минкова (1982), «Макбет» Ш. Э. Каллоша (1984), «Женитьба» Журбина (1986), «Тихий Дон» Л. П. Клинчева (1988), «Петербург» С. П. Баневича (1992). Возобновил в своей ред. «Лебединое озеро» (1980, совм. с балетмейстерским отд. Ленингр. конс.), «Эсмеральду» (1982, консультанты Т. М. Вечеслова, Гусев).
С первых постановок Б. продолжил одну из традиций сов. балета - поиск опоры спектакля в лит. первоисточнике, в произв. классич. драматургии. Но пересмотрел традиции балета-пьесы с учётом уроков драм. режиссуры нач. 20 в., в первую очередь Вс. Э. Мейерхольда. Используя открытия своих учителей (Лопухова), сосредоточил внимание на поисках нового специфически хореографического воплощения психологизма. Социальный конфликт, присущий балетам-пьесам 30-х гг., Б. заменил конфликтом нравственным, воплощая его средствами танца и совр. балетной режиссуры.
Работая в Ленингр. Малом театре, окончательно сформулировал принципы своего театра - «театра пластических комментариев» совр. проблем, решаемых на основе лит. сюжетов («Геракл», «Макбет», «Разбойники» и др.). Б. воплощает суть произв. в сложной системе соединения внеш. и внутр. действия и его комментария, ставя в центр исследования психологию героя. Темой его балетов стали поиски гармонии в дисгармоничном мире, точкой отсчёта - извечные нравств. истины, воплощающие миропорядок Вселенной. Отказ от этих истин привёл к рождению типа антигероя (Геракл. Макбет). Спасение героя - в его внутр. жизни, жизни духа, обретении своего места в вечной структуре миропорядка. В последних пост. («Тихий Дон») Б. утвердил себя последоват. хореографом-психологом балетного театра 80-90-х гг. Гос. пр. РСФСР (1977).
Соч.: Говорят балетмейстеры, в сб.: Музыка и хореография совр. балета, в. 2, Л., 1977; Будущее определяем поиском, «СБ», 1982, № 6; Эпоха ставит проблемы, там же, 1986, №4.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)
БО..

АСТАФЬЕВА

БАЛАБАНОВ

БАЛАСАНЯН

БАЛТАЧЕЕВ

БЕЛИНСКИЙ

БОГАТЫРЁВ

БОГДАНОВА

БРЕГВАДЗЕ

ВАСИЛЕНКО

ВАСИЛЬЕВА

ВАСЮЧЕНКО

ВЕЧЕСЛОВА

ВОЛОЧКОВА

ВОЛЫНСКИЙ

ВОРОБЬЁВА

(c) Русский балет 2009-2015