А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


БЕЛЬСКИЙ Игорь Дмитриевич (р. 28.3.1925, Ленинград), артист. балетмейстер, педагог. Нар. арт. РСФСР (1966). В 1943 окончил ЛХУ (педагоги Л. С. Петров , А. И. Бочаров, А. В. Лопухов , Б. В. Шавров ), в 1957 - актёрский факультет ГИТИСа. В 1943-63 в Театре им. Кирова. Первый исполнитель в Театре им. Кирова партий: Шурале (1950, балетм. Л. В. Якобсон ), Мако («Тропою грома», 1958, балетм. К. М. Сергеев ), Неизвестный («Маскарад», 1960, балетм. Б. А. Фенстер ). С успехом выступал в характерных и игровых партиях: Абдерахман, панадерос, мазурка («Раймонда»), Эспада («Дон Кихот»), Половчанин («Половецкие пляски»), Ротбарт,испанский, польский, венгерский танцы («Лебединое озеро»), Ли Шанфу; Афинский шут («Спартак»), Чико («Гаянэ»). Блистательный характерный танцовщик и актёр острогротескового плана. Темперамент, актёрское чутьё, эффектность графич. пластики в полной мере проявились в лучших сценич. созданиях Б.-танцовщика: Шурале (Гос. пр. СССР, 1951) и Нурали («Бахчисарайский фонтан»). Б. выразительно, психологически точно исполнял роли Тибальда и Северьяна («Каменный цветок»). В 1962-73 Б. - гл. балетм. Ленингр. Малого театра, в 1973-77 Театра им. Кирова, в 1979-92 Ленингр. мюзик-холла. Новое видение возможностей балетного спектакля складывалось в споре с хореодрамой предшествующих десятилетий; Б. ратовал за первенство муз.-хореогр. образности в балетном спектакле. «Берег надежды» А. П. Петрова в пост. Б. в Театре им. Кирова (1959; в 1965 - в Театре им. Станиславского и Немировича-Данченко ) оказался эстетич. манифестом этого направления. Новаторским было танц. решение совр. темы и сама пластика, вобравшая широкий диапазон движений - от классического танца до спортивных и бытовых. Колоритным предстал «чужой берег»: Б. сочинил особый танц. язык, передающий специфику мира чужеродного и противостоящего. Танец метафорически интерпретировал действие, раскрывал внутр. мир героев. Лаконичная сценография предельно освобождала для танца сценич. пространство, создавая ощущение бесконечного простора и воздуха. Поэтическя осмысляла совр. действительность «Ленинградская симфония» на муз. Д. Д. Шостаковича (1961, Театр им. Кирова; 1962, Новосибирский театр; 1968, Свердловский театр). Масштабный муз. замысел нашёл убедительное хореогр. воплощение; спектакль стал одним из лучших произв. на совр. тему в балете; за ним последовала «Одиннадцатая симфония» на муз. Шостаковича (1966, Ленингр. Малый театр). Героическую тему Б. разрабатывал и в др. спектаклях: «Овод» А. А. Чернова (1967, Ленингр. Малый театр), «Икар» (1974, Театр им. Кирова). Открытием Б. стало новое понимание природы героического как естественной потребности человека. Сатирич. возможности балетмейстера были реализованы в пост. «Конька-Горбунка» Р. К. Щедрина (1963, Ленингр. Малый театр). Сказочный сюжет оказался насыщен аллюзиями, шутовское изображение «картин тоталитаризма» имело остросовр. смысл, как и тема независимости человеческой личности, противоестественности насилия над нею, решённая остроумно и изобретательно. В «Щелкунчике» (1969, Ленингр. Малый театр) Б. стремился приблизиться к замыслу Э. Т. А. Гофмана, воплотить трагедийные интонации музыки П. И. Чайковского . Открытия Б. питали творч. мысль мн. отечеств, хореографов. В 1946-66 Б. - преподаватель характерного танца в ЛХУ, в 1962-64 и с 1966 ведёт курс «Искусство балетмейстера» в Ленингр. конс. (с 1982 проф.). С 1992 худ. рук. Санкт-Петерб. академии русского балета им. А. Я. Вагановой. Автор ряда теоретич. статей о хореогр. тематизме, развивающих идеи Ф. В. Лопухова, излагающих проф. основы сочинения хореогр. текста. Снимался в кинофильмах-концертах «Мастера русского балета» (1953), «Хореографические миниатюры» (1960)и др.
Соч.: Заметки хореографа, «СМ», 1964, № 3; Проблемы балетного театра. Диалоги, в кн.: Музыка и хореография совр. балета, в. 1, Л., 1974; Балет - та же симфония, «СБ», 1982, № 6; Г. Комлева , «СБ», 1983, № 3; Все совмещается в танце и все постигается через танец..., «СБ», 1988. № 4.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)

БЕ..

БАЗАРОВА

БАЛАБИНА

БАЛАНЧИН

БАЛАШОВА

БАХРУШИН

БАЯДЕРКА

БЕЛИКОВА

БЕРДЫШЕВ

БЕРЕЖНОЙ

БЕРИЛОВА

БОГДАНОВ

БОЯРСКИЙ

БРОДСКАЯ

БУБЛИКОВ

БУЛГАКОВ

(c) Русский балет 2009-2015