А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


«БАЛЛЕ РЮС ДЕ МОНТЕ-КАРЛО» (Русский балет Монте-Карло), 1) «Б. р. де М.-К.» ( Les Ballets Russes de Monte Carlo ), труппа, созданная в 1932 франц. импресарио Р. Блюмом и полковником де Базилем (В. Г. Воскресенским) на базе балетных трупп Оперы Монте-Карло и Рус. оперы Парижа. Начиная с 1933, Блюм всё меньше принимал участие в работе труппы. В 1935 произошёл его официальный разрыв с де Базилем. В 1936, когда Блюм создал собственную труппу «Балле де Монте-Карло» ( Le Ballet de Monte Carlo ), труппа «Б. р. де М.-К.» принадлежала де Базилю и выступала под др., неоднократно менявшимися названиями (см. «Орижиналь балле рюс»).
2) «Б. р. де М.-К.» ( Le Ballet Russe de Monte Carlo ), одна из крупнейших русских балетных трупп за рубежом. Отколовшись в 1935 от труппы «Б. р. де М.-К.» ( Les Ballets Russes de Monte Carlo ), она продолжала работать до 1939 во Франции, затем до 1962 в США (с 1936 под назв. «Балле де Монте-Карло», с 1938 под назв. «Б. р. де М.-К « - Le Ballet Russe de Monte Carlo ).
В период, предшествующий 2-й мировой войне. Блюм, возглавлявший труппу, пригласил в качестве гл. балетмейстера М. М. Фокина, а зав. труппой - Н. Н. Зверева (с 1937 - Г. Ге). В труппе были артисты В. Н. Немчинова , А. Маркова, М. Руанова, Н. Красовская (Лесли), З. Кирсова, А. И. Вильтзак , А. Н. Обухов , А. Эглевский, в 1937 также Н. Гольнер, Н. Тараканова, М. Панаев. Фокин возобновил здесь свои старые балеты (входившие в репертуар Русского балета Дягилева, а также балеты «Эльфы» на муз. Ф. Мендельсона, «Игрушки» на муз. Н. А. Римского-Корсакова и «Арагонскую хоту» на муз. М. И. Глинки ), пост. новые: «Испытание любви» предположительно В. А. Моцарта (1936), Дон Жуан» на муз. К. В. Глюка (1937), «Стихии» на муз. И. С. Баха (1937). В 1938 Фокин перешёл в труппу де Базиля, а Л. Ф. Мясин - в труппу Блюма. Изменилось и руководство: административным директором стал С. Денем (С. И. Докучаев), а Блюм остался в качестве содиректора и вскоре совсем отошёл от дел. Следующий период работы труппы (до 1945) связан с творчеством Мясина. Под его руководством «Б. р. де М.-К.» работал до 1939 во Франции, а с началом 2-й мировой войны - в США, он формировал репертуар, подбирал артистов. Мясин не отказывался от традиционных спектаклей, он сохранил балеты репертуара труппы Дягилева и др. рус. трупп - балеты Фокина («Сильфиды», «Шехеразада», «Половецкие пляски» и др.) и свои собственные («Треуголка» М. де Фальи, «Волшебная лавочка» на муз. Дж. Россини, «Прекрасный Дунай» на муз. И. Штрауса ), сохранил также балеты русского классического репертуара («Жизель», «Лебединое озеро» в сокращённом варианте, «Коппелия», «Щелкунчик», поставленный в 1940). Были введены отд. балеты русских балетмейстеров, созданные для амер. трупп (напр., в 1940 пост. Дж. Баланчина «Серенада» на муз. П. И. Чайковского и «Игра в карты» И. Ф. Стравинского ). Однако гл. место занимали собств. работы Мясина. Он продолжил в «Б. р. де М.-К.» свои эксперименты по постановке балетных симфоний, начатые в труппе де Базиля: пост. «Седьмую симфонию» на муз. Л. ван Бетховена (1938), «Красное и чёрное» на муз. 1-й симфонии Д. Д. Шостаковича (1939); созданные в содружестве с худ. С. Дали - «Вакханалию» на муз. Р. Вагнера (1939) и «Лабиринт» (на муз. 8-й неоконч. симфонии Ф. Шуберта, 1941), а также балеты « Nobilissima visione » П. Хиндемита (1938) и «Испанское каприччио» на муз. Римского-Корсакова (1939), «Богатыри» на муз. А. П. Бородина (1938). Получила развитие и др. линия творчества Мясина - жанровая комедия: был создан один из самых знаменитых его балетов «Парижское веселье» на муз. Ж. Оффенбаха (1938) и комедии, использующие амер. тематику и музыку («Нью-Йоркер» на муз. Дж. Гершвина, 1940; «Саратога» на муз. Я. Вейнбергера, 1941). Это было начало процесса постепенной американизации труппы. Ещё один балет на нац. сюжет пост. М. Платов (Платт) - «Город призраков» Р. Роджерса (1939). В труппе стали появляться амер. артисты (в 1940 одной из первых была Мари-Жан). Тем не менее основной состав был из рус. или ранее выступавших в рус. труппах танцовщиков: А. Д. Данилова , А. Маркова, Е. Делярова, Красовская, М. Славенска, Н. Теиладе, Т. Туманова, Л. Ростова, Н. Березов, Р. Герар, Н. Орлов , Панаев, Ж. Скибин, Эглевский, И. Юскевич. В 1945 Мясин ушёл из «Б. р. де М.-К.»; не имея постоянного балетмейстера, труппа оказалась в сложном положении. Неск. балетов пост. Б. Ф. Нижинская («Концерт Шопена » и «Снегурочка» на муз. балета «Времена года» А. К. Глазунова, 1942; «Этюд» на муз. Баха и Древняя Русь» на муз. Чайковского, 1943). В 1943 И. А. Швецов пост. «Красный мак», который был событием скорее политич., чем худож. жизни. Наибольшее значение имел приход амер. балетм. А. де Милль, которая пост. здесь свой самый знаменитый балет «Родео» А. Копленда (1942). Появление этого спектакля в репертуаре «Б. р. де М.-К.» окончательно определило дальнейшее направление развития труппы - её американизацию.
Период 1944-46 связан с творчеством Дж. Баланчина. В репертуар вошли его балеты: в 1944 - «Концертные танцы» на муз. Стравинского, «Мещанин во дворянстве» на муз. Р. Штрауса, «Балле эмпериаль», «Моцартиана» и «Па де де» - все на муз. Чайковского; в 1945 - «Кончерто барокко» на муз. Баха; в 1946 - «Ночная тень» («Сомнамбула») на муз. оперы В. Беллини. Одновременно появлялись пост. амер. хореографов - Р. Пейдж (неск. балетов в период 1945-48, из которых наиболее известен «Франки и Джонни» Дж. Моросса, 1945), В. Беттис, Т. Болендера, А. Кобос. Нерусские танцовщики выдвигались на ведущие роли, притом не меняя фамилии на русские, как прежде. Наряду с англичанином Ф. Франклином, который в 1938-52 выступал в качестве постоянного партнёра прима-балерины труппы Даниловой, ведущее положение заняли Мария Толчиф, Р. Борис, М. Э. Мойлан, Н. Магальянес, Л. Даниэлян. Делались попытки не только сохранить, но и пополнить репертуар русских балетов - Данилова пост. «Раймонду» (в 3 актах) (1946), дивертисмент из «Пахиты» (1949), но успеха эти спектакли не имели. Труппе всё труднее становилось конкурировать с амер. балетными коллективами, напр. с возникшим в 1940 «Балле тиэтр», а затем с труппой Баланчина (с 1946 назв. «Балле сосайети», с 1948 - «Нью-Йорк сити балле»). Сказывались отсутствие постоянного помещения, жизнь на колёсах, невозможность нормально репетировать. В 1952-54 труппа «Б. р. де М.-К.» фактически не существовала, вместо неё работала Конц. группа (15 чел.), новые балеты не ставились. «Б. р. де М.-К.» возродился в 1954, но уже без Даниловой, ведущей балериной стала полька Н. Новак. Пробовали ставить спектакли артисты труппы Борис, Новак, Даниэлян. Денем предпринимал отчаянные усилия, чтобы спасти коллектив, то приглашая на пост. Мясина («Гарольд в Италии» на муз. Г. Берлиоза, 1951), то известных балерин - И. Шовире, Толчиф, Н. Вырубову, а также А. Алонсо и Юскевича, которые в 1955-60 регулярно выступали в труппе, в частности в «Жизели». В 1954 Денем в Нью-Йорке создал Школу русского балета ( Ballet Russe School ) на базе школы В. В. Свободы. Но уровень труппы неуклонно снижался. В 1962 со смертью Денема труппа перестала существовать.
«Б. р. де М.-К.» оказал большое влияние на развитие балета в США. Из русских балетмейстеров теснее всего с труппой был связан Мясин, который возглавлял её в 1938-42 и возвращался в 1954. Тем не менее «Б. р. де М.-К.» никогда не был труппой одного балетмейстера, репертуар был очень разнообразен. Неизменно на протяжении всех лет труппа сохраняла и знакомила амер. артистов и зрителей с русской классикой 19 в. (в частности, с балетами «Жизель», «Лебединое озеро», «Щелкунчик»), с балетами Фокина и Мясина из репертуара Русского балета Дягилева. Она предоставила возможность русским балетмейстерам, жившим в США, ставить новые спектакли: прежде всего Мясину, но также Баланчину и Нижинской. Не менее важно и то, что в «Б. р. де М.-К.» уже в 1940 стали появляться первые балеты на амер. темы и с музыкой амер. композиторов, а вскоре (начиная с «Родео») также постановки амер. хореографов. Труппа, имея во главе такую балерину, как Данилова, воплощавшую лучшие традиции петерб. балета, являла образцы истинно рус. школы танца, на которых учились амер. артисты. Мн. рус. танцовщики, уходя со сцены, открывали школы почти во всех штатах США. Искусство мн. амер. артистов сформировалось и в самой труппе. Из всех рус. трупп за границей «Б. р. де М.-К.» имел самую длинную жизнь. Однако уже в 1950-х гг. было ясно, что конец близок. Этому коллективу, как и мн. др. русским балетным труппам за рубежом, недоставало творч. руководителя, который проводил бы худож. политику, способную обеспечить возможность дальнейшего развития. Постепенно «Б. р. де М.-К.» оказался оттеснённым либо коллективами, во главе которых стояли хореографы, последовательно и целеустремлённо осуществлявшие свои замыслы (напр., коллективы, которыми руководил Баланчин ), либо труппами, приглашавшими ставить балеты и танцевать наиболее известных мастеров из Европы и США («Балле тиэтр»). Денему, возглавлявшему «Б. р. де М.-К.», удалось продлить существование труппы до нач. 1960-х гг., когда она, с одной стороны, полностью американизировалась, с другой - своего лица как амер. труппа не обрела.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)

БА..

РУССКИЙ БАЛЕТ ЗА РУБЕЖОМ

ТЩЕТНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ

(c) Русский балет 2009-2015