А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


БАЛЕТ В КИНО. Первые съёмки балета в России относятся к 1908, когда в фильме «Пьеро и Пьеретта» (реж. А. Дранков) зрители увидели танц. номер, исполненный артистами балета Мариинского театра. Вскоре было снято неск. балетных фильмов с участием прима-балерины Большого театра Е. В. Гельцер - «Ноктюрн» на муз. Ф. Шопена и «Коппелия» (1913), а также «Музыкальный момент» на муз. Ф. Шуберта, запечатлевший её дуэт с В. Д. Тихомировым (1913, реж. Я. А. Протазанов), и «Азиадэ» (1918) с участием М. М. Мордкина и М. П. Фроман. Первой рус. кинозвездой стала балерина Большого театра В. А. Каралли, сыгравшая около 30 ролей в немом кинематографе. Мн. её героини были балеринами («Любовь статского советника», 1914; «Хризантемы», 1914; «Умирающий лебедь», 1917); плёнка сохранила для нас не только её игру, но и танец, ставший неотъемлемой частью кинодраматургии. Новая волна интереса кинематографа к балету возникла во 2-й пол. 40-х гг., когда в худож. фильмы стали включаться фрагменты из балетных спектаклей («Солистка балета», 1947, реж. А. В. Ивановский, в котором снимались Г. С. Уланова и в роли героини фильма М. Е. Редина), а также создаваться фильмы-концерты с участием выдающихся мастеров танца, представлявшие док. ценность для истории балета: «Большой концерт» (1951, реж. В. П. Строева, операторы М. Е. Гиндин, В. В. Николаев; фрагменты из «Лебединого озера» с М. Т. Семёновой, В. А. Преображенским, М. М. Плисецкой, Ю. Г. Кондратовым и «Ромео и Джульетты» с Улановой, М. М. Габовичем, С. Г. Коренем, А. Н. Ермолаевым; «Половецкие пляски» с А. М. Мессерером, Е. Г. Чикваидзе, Е. М. Ильюшенко, Е. К. Фарманянц), «Концерт мастеров искусств» (1952, реж. Ивановский, Г. М. Раппапорт, оператор С. В. Иванов; фрагменты из балетов: «Шопениана» с Улановой и Преображенским; «Раймонда» с Н. М. Дудинской и К. М. Сергеевым; «Гаянэ» с А. Я. Шелест, Т. М. Вечесловой, И. Б. Зубковской, С. С. Капланом, И. Д. Бельским), «Мастера русского балета» (1954, реж. Раппапорт, оператор Иванов; фрагменты из балетов: «Лебединое озеро» с Улановой, Дудинской, Сергеевым; «Бахчисарайский фонтан» с Улановой, Плисецкой, П. А. Гусевым, Ю. Т. Ждановым, Бельским; «Пламя Парижа» с В. М. Чабукиани, М. Л. Готлиб, Я. Г. Сангович). С сер. 50-х гг. на киностудиях начинают создаваться полнометражные цветные фильмы-балеты, экранизирующие наиболее известные спектакли Большого театра и Театра им. Кирова: «Ромео и Джульетта» (1955, реж. Л. О. Арнштам, Л. М. Лавровский, балетм. Лавровский, операторы А. В. Шеленков, И. Е. Чен; с Улановой, Ждановым, Коренем, Ермолаевым, А. А. Лапаури), «Лебединое озеро» (1957, реж. З. П. Тулубьева, операторы М. А. Силенко, А. Л. Хавчин; с Плисецкой, Н. Б. Фадеечевым, В. А. Левашовым), «Хрустальный башмачок» (по балету «Золушка», 1961, балетм. Р. В. Захаров, реж. А. А. Роу, Захаров, оператор А. И. Гинцбург; с Р. С. Стручковой, Г. В. Ледяхом, Е. С. Максимовой, Е. Л. Рябинкиной), «Хореографические миниатюры» (1960, реж. А. И. Дудко, Л. В. Якобсон, балетм. Якобсон, оператор К. Соболь; с И. А. Колпаковой, А. Е. Осипенко, Шелест, Б. Я. Брегвадзе, Бельским), «Сказка о Коньке-Горбунке» (1961, балетм. А. И. Радунский, реж. Тулубьева, операторы Силенко, Е. П. Япуи; с Плисецкой, В. В. Васильевым, Радунским, А. Б. Шербининой), «Спящая красавица» (1964, реж. Дудко, Сергеев, оператор А. М. Назаров; с А. И. Сизовой, Ю. В. Соловьёвым, Дудинской, Н. Р. Макаровой, В. М. Пановым), «Лебединое озеро» (1968, реж. и оператор те же; с Е. В. Евтеевой, Дж. И. Марковским, М. А. Эсамбаевым), «Балерина» (1970, реж. и оператор В. К. Дербенёв; фрагменты из «Раймонды» и «Кармен-сюиты» с Плисецкой, Фадеечевым, С. Н. Радченко), «Барышня и хулиган» (1970, балетм. К. Ф. Боярский, реж. Дудко, оператор Э. А. Розовский; с Колпаковой, А. А. Носковым, С. П. Кузнецовым), «Анна Каренина» (1975, балетм. Плисецкая, Н. И. Рыженко, В. В. Смирнов-Голованов, реж. М. М. Пилихина, операторы Пилихина, В. Т. Папян; с Плисецкой, А. Б. Годуновым, В. П. Тихоновым), «Спартак» (1976, реж. Ю. Н. Григорович, Дербенёв, балетм. Григорович, операторы Дербенёв, В. Пищальников; с Васильевым, М. Э. Лиепой, Н. В. Тимофеевой, Н. И. Бессмертновой), «Грозный век» (по балету «Иван Грозный», 1978, реж., балетм. и операторы те же; с Ю. К. Владимировым, Бессмертновой, Б. Б. Акимовым). Были сняты и худож. фильмы о творчестве балетм. М. И. Петипа («Третья молодость», 1965, сцен. А. А. Галич, П. Андреотт, реж. Ж. Древиль) и балерины А. П. Павловой («Анна Павлова», 1983, сцен. и реж. Э. В. Лотяну), а также «Фуэте» (1986, сцен. Б. В. Ермолаев, С. Я. Кулиш, реж. Васильев, Ермолаев, балетм. Васильев), где гл. роли сыграли известные танцовщики Максимова, Васильев, Осипенко, Н. Д. Большакова, К. Е. Заклинский. Удачным и плодотворным оказался союз балета и док. кино. На Центр, студии док. фильмов были созданы фильмы о ведущих артистах балета: «Галина Уланова» (1963, реж. Л. М. Кристи, М. Е. Славинская), «Майя Плисецкая» (1964, реж. В. В. Катанян; новая ред. 1981), «Раиса Стручкова» (1981, реж. В. Раменский), «А дольше всего продержалась душа» (посв. памяти М. Э. Лиепы, 1990, реж. С. Раздорский). Большой вклад в развитие док. фильмов о балете внёс реж. Ю. Н. Альдохин.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)
БА..

ТАРАС БУЛЬБА

ТЕР-СТЕПАНОВ

ТРИ ТОЛСТЯКА

ТРОПОЮ ГРОМА

ФИЛИППОВСКИЙ

ЦАРЬ КАНДАВЛ

(c) Русский балет 2009-2015