А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


БАКСТ (наст. фам. Розенберг ) Лев (Леон) Самойлович [27.4(9.5).1866, Гродно - 28.12.1924, Париж], художник театра, живописец, график. Академик АХ (1914). В 1883-87 учился в АХ в Петербурге (вольнослушатель) у И. Л. Аскназия, К. Б. Венига и П. П. Чистякова , в 1893-96 - в студии Ж. Л. Жерома, в Академии Жюлиана и у А. А. Эдельфельда в Париже. Один из организаторов худож. объединения «Мир искусства», постоянный сотрудник одноим. журнала и участник выставок, в т. ч. Общества рус. акварелистов, Союза рус. художников и др. С 1891 почти ежегодно путешествовал по Европе (1907 - по Греции, с В. А. Серовым), посетил также Алжир и Тунис (1897), США (1923-24). Жил в Париже (периодически с 1891, постоянно в 1910-24). В театре с 1901. Оформил спектакли петерб. имп. театров, в т. ч. балет «Фея кукол» (1903, Эрмитажный и Мариинский театры) и мимодраму «Орфей» (1914-15, не осуществлена). В 1909-22 один из гл. сотрудников С. П. Дягилева ( Русские сезоны и Русский балет Дягилева ), работал в осн. с М. М. Фокиным. Оформил его пост.: «Клеопатра» (1909), «Карнавал» (1910; вариант 1911, Мариинский театр ), «Шехеразада» (1910 и 1915), «Видение розы», «Нарцисс» (оба 1911), «Синий бог», «Тамара», «Дафнис и Хлоя» (все - 1912), а также: «Послеполуденный отдых фавна» (1912), «Игры» (1913, обе пост. В. Ф. Нижинского), «Женщины в хорошем настроении» (1917, балетм. Л. Ф. Мясин ), «Спящая красавица» (1921). Оформлял пост. в труппах: Иды Рубинштейн - мистерия «Мученичество св. Себастьяна» Г. Д ' Аннунцио (1911; вариант 1922, парижская Опера, с муз. К. Дебюсси); «Смущённая Артемида» П. Паре (балетм. Н. Гуэрра, 1922); Анны Павловой - «Восточная фантазия» (1913), «Спящая красавица» (1916); для парижской Оперы «Зачарованная ночь» (1923), «Иштар» (1924). Реформатор рус. и зап.-европ. театр.-декорац. искусства 20 в., Б. поднял сценографию на уровень важнейшего компонента спектакля. Наиболее употребит, принцип сценографии - сочетание живописного панно (принципы декоративного мышления близки искусству модерн) с объёмно-пластич. архитектурой и скульптурой; в последние годы испытал воздействие итал. сценографов-перспективистов 18 в. (Ф. Биббиена и др.). Гл. темы творчества - ориентальная, сказочно-фантастическая и особенно античная. Пользуясь непосредств. впечатлениями от природы и искусства Греции, Б. стилизовал античность как «счастливое детство» человечества. Изысканные, неистощимые в своей красочной фантазии костюмы Б. служат выявлению пластич. рисунка образа и неразрывно связаны с музыкой и общим решением спектакля - создал костюмы для разл. пост., в т. ч. «Сильвия» (1901), «Жар-птица» (1910, 1913, 1915), «Ориенталии» (1910), «Пери» (1911), «Бабочки» (1912, 1914), «Легенда об Иосифе» (1914), а также по заказу артистов М. Ф. Кшесинской, Павловой, Т. П. Карсавиной, Рубинштейн, Нижинского, М. Казати. Сценография и костюмы Б. оказали большое воздействие на театр. художников, модельеров и дизайнеров 20 в. Оставил галерею живописных и графич. портретов деятелей культуры, в т. ч. А. Н. Бенуа , К. А. Сомова, Дягилева. М. А. Балакирева, А. Я. Головина, Павловой, Мясина, Рубинштейн, А. Дункан , Ж. Кокто, В. Цукки , автопортреты. Был либреттистом ряда балетов. Преподавал в школе Е. Н. Званцевой в Петербурге (1906-10).

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)

БА..

ШОЛЬЦ

ЩУКИН

ЭЛВИН

ЭЛЬЯШ

ЭШПАЙ

(c) Русский балет 2009-2015