А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


АСАФЬЕВ Борис Владимирович (лит. псевд. Игорь Глебов) [17(29).7.1884, Петербург - 27.1.1949, Москва], музыковед, композитор, педагог. Нар. арт. СССР (1946). Акад. АН СССР (1943). В 1908 окончил историко-филологич. факультет Петерб. университета, в 1910 - Петерб. конс. (по классу композиции А. К. Лядова). С 1910 концертмейстер балета Мариинского театра. В 1930-е гг. уделял осн. внимание муз. творчеству, особенно интенсивно работал в области балета. В 1943, переехав в Москву, возглавил научно-исследоват. кабинет при Моск. конс. Руководил сектором музыки в Институте истории искусств АН СССР. Создал муз. произведения разл. жанров, в т. ч. балеты; в нач. период - «Белая лилия» (1915, Нар. дом, балетм. Н. Г. Легат), «Пьеро и маски» (1914), «Карманьола» (1918). Используя сюжеты отечеств. и мировой лит. классики, А. сыграл значит. роль в обогащении и расширении тематики балетного театра. Написал балеты на сюжеты: А. С. Пушкина - «Бахчисарайский фонтан» (1934, Театр им. Кирова, балетм. Р. В. Захаров, реж. С. Э. Радлов), «Кавказский пленник» (1938, Ленингр. Малый театр, балетм. Л. М. Лавровский), «Барышня-крестьянка» (1946, филиал Большого театра, балетм. Захаров), «Каменный гость» (на материале исп. песен в записи М. И. Глинки; 1946, спектакль ЛХУ на сцене Театра им. Кирова, балетм. Л. В. Якобсон); Н. В. Гоголя - «Ночь перед Рождеством» (1938, спектакль ЛХУ на сцене Театра им. Кирова, балетм. В. А. Варковицкий); М. Ю. Лермонтова - «Ашик-Кериб» (1940, Ленингр. Малый театр, балетм. Б. А. Фенстер); М. Горького - «Красавица Радда» («Радда и Лойко», 1938, Театр «Остров танца», Москва, балетм. А. В. Шатин); А. И. Куприна «Суламифь» (1941, Свердловский театр, балетм. В. А. Кононович); О. Бальзака - «Утраченные иллюзии» (1936, Театр им. Кирова, балетм. Захаров); Данте - «Франческа да Римини» (1947, Театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, балетм. Н. С. Холфин). В балете «Пламя Парижа» (Театр им. Кирова, балетм. В. И. Вайнонен, реж. С. Э. Радлов, 1932) использовал мелодии эпохи Вел. франц. революции. Др. балеты: «Партизанские дни» (1937), «Милица» (1947, оба Театр им. Кирова, балетм. Вайнонен). Крупный учёный, музыковед, А. раскрыл в своих трудах новаторское значение балетов П. И. Чайковского, А. К. Глазунова, И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева, дал теоретич. обоснование принципа симфонизма в балетной музыке. Автор муз. к балету «Граф Нулин» (1941), ставшему первым сов. телебалетом (пост. в 1959, балетм. Варковицкий). Повлиял на формирование взглядов практиков и теоретиков хореографии (Ф. В. Лопухова, Ю. И. Слонимского). Гос. пр. СССР (1943, 1948).
Соч.: О балете. Л., 1974.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)
АС..

АЛЛЕГРИ

АЛЬБЕРТ

АЛЯБЬЕВ

АНДРЕЕВ

АРЕФЬЕВ

АРИАННА

АСАУЛЯК

БАЛАШОВ

БАЛДИНА

БАРАНОВ

БАРЫКИН

БАХАНТЫ

БЕЛЮЦЦИ

БИЛИБИН

БЛАНКОВ

(c) Русский балет 2009-2015