А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


АЛЯБЬЕВ Александр Александрович [4(15).8.1787, Тобольск 22.2(6.3).1851, Москва], один из первых рус. балетных композиторов. Учился у И. Г. Миллера и предположительно - Дж. Фильда. Автор музыки к комедии-водевилю «Путешествующая танцовщица-актриса, или Три сестры-невесты» П. Н. Арапова (1824, Петербург, бенефис А. И. Истоминой; 1825, Большой театр, Москва, бенефис Д. С. Ришард), к операм-водевилям «Забавы Калифа, или Шутки на одни сутки» А. И. Писарева (совм. с комп. Ф. Е. Шольцем и А. Н. Верстовским; А. принадлежал 2-й акт с хореогр. дивертисментом, Большой театр, Москва, 1825, балетм. А. П. Глушковский ), «Утро и вечер, или Ветер переменился» Р. М. Зотова (1826, Петербург; 1827, Москва). В 1827 в моск. Большом театре был пост. комич. балет А. «Волшебный барабан, или Следствие волшебной флейты» (балетм. Ф. Бернаделли ; судя по назв., - продолжение балета «Волшебная флейта, или Танцовщики поневоле» Маковеца, 1818, балетм. тот же), сочинённый им в тюрьме во время следствия (по предъявленному обвинению в нанесении тяжких телесных повреждений во время карточной игры, вызвавших смерть игрока; справедливость обвинений доныне вызывает дискуссии). В тобольской ссылке (1828-31) и в последующие годы А. написал много танц. музыки (полонезы, кадрили, вальсы, мазурки). Остроумная и эффектная музыка единств. балета А. (одного из наиб. популярных его муз.-театр. соч.) характеризуется развитой темброво-инстр. драматургией, подчёркивающей противоборство волшебных сил флейты и барабана. Для обрисовки сходных сценич. ситуаций используются муз.-тематич. повторы (предвосхищающие лейтмотивную систему в рус. балете 2-й пол. 19 в.), а для конкретизации мимич. речи - цитаты из музыки др. композиторов (в т. ч. из балета Маковеца).

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)

АЛ..

ЮВАЧЁВА

ЯКОБСОН

ЯКУНИНА

(c) Русский балет 2009-2015