А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ЯКОБСОН Леонид Вениаминович [2(15).1.1904, Петербург - 17.10.1975, Москва, похоронен в Ленинграде], артист, балетмейстер. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1957). По окончании ЛХУ (педагог В. И. Пономарёв) в 1926-33 артист, в 1942-50 и 1955-75 балетм. Театра им. Кирова. В 1933-42 артист и балетм. Большого театра. Исполнял классич. и гротесковые партии: Гость в костюме летучей мыши («Щелкунчик» Ф. В. Лопухова), Кот в сапогах («Спящая красавица»), Акробат («Красный мак»). Ещё в годы учёбы сочинял конц. номера. Первая крупная работа - пост. 2-го акта балета «Золотой век» Д. Д. Шостаковича (1930, Ленингр. театр оперы и балета). Последователь и продолжатель М. М. Фокина, Я. всегда шёл «против течения». В раннем творчестве отрицал классический танец, позже стал инициатором возвращения в балет танц. пластики, расширив её выразит. возможности и применяя в разных жанрах. Утверждал драматич. балет, но в отличие от принципов господствовавшего тогда драмбалета использовал специфически хореогр. способы решения сюжета. Всегда искал новые выразит. средства и формы, переносил в балет образы и приёмы смежных искусств. Вернувшись в зрелости к классическому танцу, Я. трансформировал его, благодаря чему отразил причудливость совр. мироощущения. Сквозной темой творчества Я. стало зло и социальные пороки в разных формах как объект осмеяния и осуждения. Чтобы противостоять такому злу, его положительные герои часто изображались сказочными богатырями или художественно гиперболизировались.
Пост.: 1-й акт «Чавдарчо» («Пионерия») В. В. Волошинова, М. И. Чулаки (1932), «Тиль Эйленшпигель» Р. Штрауса (1933, оба ЛХУ), «Утраченные иллюзии» Б. В. Асафьева (1936, Свердловский театр), «Ромео и Джульетта» на муз. П. И. Чайковского (1944, ЛХУ), «Испанское каприччио» на муз. Н. А. Римского-Корсакова (1944, ЛХУ; 1952, Ленингр. Малый театр), «Каменный гость» на муз. М. И. Глинки (1946, ЛХУ), 1-й акт «Стрекозы» Ю. П. Ефимова (1947, ЛХУ; в 1951 готовился к постановке в Большом театре, но не был разрешён), «Шурале» [(«Али-батыр») 1941, Театр им. Джалиля, спектакль доведён до генеральной репетиции; 1950, Театр им. Кирова; Гос. пр. СССР, 1951; экранизирован на ТВ в 1980 под назв. «Лесная сказка»; 1955, Большой театр], «Сольвейг» на муз. Э. Грига (1952, Ленингр. Малый театр), «Спартак» (1956, Театр им. Кирова; 1962, Большой театр), «Клоп» Ф. Отказова, Г. И. Фиртича (1962), «Новеллы любви» на муз. М. Равеля (1963), Двенадцать» Б. И. Тищенко (1964, все - Театр им. Кирова), «Страна чудес» И. И. Шварца (1942, репетировался в Большом театре; 1967, Театр им. Кирова).
Любимая форма балетмейстерского творчества Я. - хореографическая миниатюра. Лучшие из уже созданных и новые были объединены в спектакль «Хореографические миниатюры» (1958, Театр им. Кирова; экранизирован в кино в 1960; фильм получил приз «Золотая нимфа», 1961, Монте-Карло; Я. удостоен диплома Парижского университета танца, 1961). В кон. 50-60-х гг. создал миниатюры: «Любительница абсента» на муз. Шостаковича, «Бродяжки» О. И. Каравайчука (обе 1959), «Полётный вальс» на муз. Шостаковича (1960), «Отчаяние» на муз. С. С. Прокофьева (1963), «Хореографическая картинка по мотивам карикатур Бидструпа» С. П. Баневича, «Жар-птица», «Шут и купец» на муз. Прокофьева, «Минотавр» на муз. С. М. Слонимского (все 1964), «Баба-Яга» на муз. М. П. Мусоргского, «Танец домовых» на муз. Шостаковича, «Озорные бабы» на муз. Р. К. Щедрина, «Матрёшки» на муз. А. С. Даргомыжского (все 1965), «Проходящая красотка» Слонимского. «Кающаяся Магдалина» на муз. А. А. Кнайфеля (обе 1967), «Снежная королева» на муз. Грига, «Деревенский Дон Жуан» Ю. М. Зарицкого, «Вестрис» Г. И. Банщикова (все 1969).
В 1969 Я. стал инициатором создания и худ. рук. ленингр. труппы «Хореографические миниатюры», где пост.: «Па де де», «Полёт Тальони» - обе на муз. В. А. Моцарта, «Па де труа» на муз. Дж. Россини, «Па де катр» на муз. В. Беллини, «Средневековый танец с поцелуями» на муз. Прокофьева, «Умирающий лебедь» на муз. К. Сен-Санса, «Качуча» на муз. П. Сарасате, «Минотавр и нимфа», «Паоло и Франческа» - обе на муз. А. Берга, «Измятая лилия» на муз. А. Веберна, «Бродячий цирк», «Контрасты», «Негритянский концерт», «Мёртвая царевна» - все на муз. Стравинского, «Экзерсис XX» на муз. И. С. Баха, «Свадебный кортеж» на муз. Шостаковича - все 1971; «Симфония бессмертия» на муз. Тищенко, «Город» на муз. Веберна - оба 1972; «Блестящий дивертисмент» на муз. Глинки, «Романтическое па де де» на муз. Россини - оба 1973; «Моцартиана» на муз. Моцарта, «Сюрприз» на муз. И. Гайдна, цикл «Шесть па де де» на муз. Россини, Ф. Шопена, А. Онеггера, Б. Бриттена, Ф. Легара, Г. Доницетти и «Клоп» на муз. Шостаковича - все 1974; «Экстаз» на муз. Прокофьева (1975); «Хиросима» на муз. Г. Гурецкого (поставлен в 1963-64, показан в 1979); фрагмент из балета на муз. 9-й симфонии Шостаковича, впоследствии названный «Обезумевший диктатор» (поставлен в 1971-72, показан в 1985). Выступал со статьями в периодич. печати. Творчеству Я. посв. телефильм-концерт «Всё станет танцем» (1985). Был хореографом худож. фильма «Синяя птица» (1976).
Соч.: Ассоциация нового балета, «ЖИ», 1928, № 43; За балетмейстерскую смену, «РиТ», 1929, № 39; Пути совр. хореографии, там же, 1931, № 26; Тайна власти художника, в сб.: М. Петипа. Материалы. Воспоминания. Статьи, Л., 1971; Секреты мастерства, «МЖ», 1983, № 13; Моя работа над балетом «Шурале», «СМ», 1991, № 6; Музыка и хореография, там же, 1991, № 9-10; Балетмейстер, там же, 1991, № 11; Письма Новеру, или Сценическая жизнь «Спартака», «Муз. академия», 1993, № 2.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)
ЯК..

ШЛЕФОХТ

ШЛЯМОВА

ШЛЯПИНА

ШМЫРОВА

ЭЛЬСЛЕР

ЭНТЕЛИС

ЮВАЧЁВА

ЯКУНИНА

(c) Русский балет 2009-2015