А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ЭЙФМАН Борис Яковлевич (р. 22.7.1946, г. Рубцовск Алтайского края), артист, балетмейстер. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1988). В 1964 окончил Кишинёвское хореогр. училище, в 1972 - балетмейстерское отд. Ленингр. конс. (педагог Г. Д. Алексидзе). В 1970-77 балетм. ЛХУ; среди пост.: «Блестящий дивертисмент» на муз. М. И. Глинки (экранизирован на ТВ в 1972), «Праздничная увертюра» на муз. Д. Д. Шостаковича (1977). В эти годы Э. также ставил в балетной труппе Оперной студии при Ленингр. конс. («Икар» А. А. Чернова и В. Арзуманова, 1970), в Ленингр. балете на льду (1974). Среди др. пост. этих лет - «Гаянэ» (Ленингр. Малый театр, 1972; новые пост. балета в «Театре Вельки» в Лодзи, 1975; в Рижском театре оперы и балета, 1976), «Жар-птица» (Театр им. Кирова, 1975; экранизирован на ТВ в 1977). С 1977 Э. - худ. рук. и балетм. ленингр. Нового балета (в 1978-83 Ленингр. ансамбль балета, в 1983-86 Ленингр. театр совр. балета, в 1986-91 Ленингр. гос. театр балета, с 1991 Санкт-Петербургский гос. театр балета). За годы работы создал оригинальный репертуар для этого коллектива. Пост.: «Только любовь» на муз. Р. К. Щедрина, «Прерванная песня» на муз. И. А. Калныньша, Двухголосие» на муз. рок-ансамбля «Пинк флойд» (все 1977), «Жар-птица» (новая ред., 1978), «Бумеранг» на муз. Д. Маклафлина по Б. Брехту и «Вечное движение» на муз. А. И. Хачатуряна (обе - 1979), «Идиот» на муз. П. И. Чайковского по Ф. М. Достоевскому (1980; экранизирован на ТВ в 1987), «Безумный день» на муз. Дж. Россини по П. Бомарше (1982; экранизирован на ТВ в 1984), «Легенда» Т. И. Когана по А. И. Куприну (1982; экранизирован на ТВ в 1987 под назв. «Прозрение»), циклы хореогр. миниатюр: «Автографы» на муз. А. Вивальди, Т. Альбинони, А. Г. Шнитке, Л. ван Бетховена (1981) и «Метаморфозы» на муз. И. Брамса, Э. Вила-Лобоса, О. Николаи, Ф. Шуберта (1982), Двенадцатая ночь, или Что угодно» на муз. Г. Доницетти (1985; экранизирован на ТВ в 1987), «Подпоручик Ромашов» на муз. В. А. Гаврилина по Куприну (1985; экранизирован на ТВ в 1987 под назв. «Поединок»), «Интриги любви» на муз. Россини по Бомарше (1986), «Мастер и Маргарита» А. П. Петрова по М. А. Булгакову (1987), «Пиноккио, или Приключения в стране дураков» на муз. Ж. Оффенбаха (1989), «Убийцы» на муз. И.-С. Баха - Г. Малера, Шнитке по Э. Золя (1991; экранизирован на ТВ в 1994 под назв. «Тереза Ракен»), «Реквием» на муз. В. А. Моцарта (1991), «Иллюзии» на муз. К. Пети (1992), «Чайковский» на муз. Чайковского (1993), «Дон Кихот» (1994), «Мираж» на муз. М. Морои (1995). Пост. также телефильмы-концерты: «Вариации на тему рококо» на муз. Чайковского (1968), «Три сочинения» на муз. Д. Б. Кабалевского (1976).
Э. работает в осн. в своём коллективе в жанрах комедии и остропсихологич. балетной драмы. Привлекая в качестве сюжетной основы произв. мировой литры, Э. чётко выстраивает свои пост., создаёт их самобытные пластич. решения. В одноактных и многоактных балетах, хореогр. миниатюрах социальные, любовные, творч. темы и конфликты выявляются ярким театр, и образным танц. языком, требующим от исполнителей не только всестороннего владения хореогр. техникой, но и углублённого актёрского мастерства. Сохраняя в качестве осн. выразительного средства классический танец, Э. синтезирует его с элементами танца модерн, джаз-танца, нар.-сценич. и историко-бытового танцев, пользуется пантомимой в духе совр. нем. «танцтеатра», обращается к гротеску, буффонадным приёмам народного площадного театра, акробатике.
Соч.: Передать чувство времени, «Сов. эстрада и цирк», 1981, № 9; Что останется будущим поколениям, «СБ», 1987, № 2.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)
ЭЙ..

ШИШКОВ

ШНИТКЕ

ШОЛЛАР

ШТЕЛИН

ШУРАЛЕ

ЩЕДРИН

ЭВНИКА

ЮНОВИЧ

ЯГУДИН

ЯНАНИС

(c) Русский балет 2009-2015