А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ЭЙФМАН Борис Яковлевич (р. 22.7.1946, г. Рубцовск Алтайского края), артист, балетмейстер. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1988). В 1964 окончил Кишинёвское хореогр. училище, в 1972 - балетмейстерское отд. Ленингр. конс. (педагог Г. Д. Алексидзе). В 1970-77 балетм. ЛХУ; среди пост.: «Блестящий дивертисмент» на муз. М. И. Глинки (экранизирован на ТВ в 1972), «Праздничная увертюра» на муз. Д. Д. Шостаковича (1977). В эти годы Э. также ставил в балетной труппе Оперной студии при Ленингр. конс. («Икар» А. А. Чернова и В. Арзуманова, 1970), в Ленингр. балете на льду (1974). Среди др. пост. этих лет - «Гаянэ» (Ленингр. Малый театр, 1972; новые пост. балета в «Театре Вельки» в Лодзи, 1975; в Рижском театре оперы и балета, 1976), «Жар-птица» (Театр им. Кирова, 1975; экранизирован на ТВ в 1977). С 1977 Э. - худ. рук. и балетм. ленингр. Нового балета (в 1978-83 Ленингр. ансамбль балета, в 1983-86 Ленингр. театр совр. балета, в 1986-91 Ленингр. гос. театр балета, с 1991 Санкт-Петербургский гос. театр балета). За годы работы создал оригинальный репертуар для этого коллектива. Пост.: «Только любовь» на муз. Р. К. Щедрина , «Прерванная песня» на муз. И. А. Калныньша, Двухголосие» на муз. рок-ансамбля «Пинк флойд» (все 1977), «Жар-птица» (новая ред., 1978), «Бумеранг» на муз. Д. Маклафлина по Б. Брехту и «Вечное движение» на муз. А. И. Хачатуряна (обе - 1979), «Идиот» на муз. П. И. Чайковского по Ф. М. Достоевскому (1980; экранизирован на ТВ в 1987), «Безумный день» на муз. Дж. Россини по П. Бомарше (1982; экранизирован на ТВ в 1984), «Легенда» Т. И. Когана по А. И. Куприну (1982; экранизирован на ТВ в 1987 под назв. «Прозрение»), циклы хореогр. миниатюр: «Автографы» на муз. А. Вивальди, Т. Альбинони, А. Г. Шнитке , Л. ван Бетховена (1981) и «Метаморфозы» на муз. И. Брамса, Э. Вила-Лобоса, О. Николаи, Ф. Шуберта (1982), Двенадцатая ночь, или Что угодно» на муз. Г. Доницетти (1985; экранизирован на ТВ в 1987), «Подпоручик Ромашов» на муз. В. А. Гаврилина по Куприну (1985; экранизирован на ТВ в 1987 под назв. «Поединок»), «Интриги любви» на муз. Россини по Бомарше (1986), «Мастер и Маргарита» А. П. Петрова по М. А. Булгакову (1987), «Пиноккио, или Приключения в стране дураков» на муз. Ж. Оффенбаха (1989), «Убийцы» на муз. И.-С. Баха - Г. Малера, Шнитке по Э. Золя (1991; экранизирован на ТВ в 1994 под назв. «Тереза Ракен»), «Реквием» на муз. В. А. Моцарта (1991), «Иллюзии» на муз. К. Пети (1992), « Чайковский » на муз. Чайковского (1993), «Дон Кихот» (1994), «Мираж» на муз. М. Морои (1995). Пост. также телефильмы-концерты: «Вариации на тему рококо» на муз. Чайковского (1968), «Три сочинения» на муз. Д. Б. Кабалевского (1976).
Э. работает в осн. в своём коллективе в жанрах комедии и остропсихологич. балетной драмы. Привлекая в качестве сюжетной основы произв. мировой литры, Э. чётко выстраивает свои пост., создаёт их самобытные пластич. решения. В одноактных и многоактных балетах, хореогр. миниатюрах социальные, любовные, творч. темы и конфликты выявляются ярким театр, и образным танц. языком, требующим от исполнителей не только всестороннего владения хореогр. техникой, но и углублённого актёрского мастерства. Сохраняя в качестве осн. выразительного средства классический танец, Э. синтезирует его с элементами танца модерн, джаз-танца, нар.-сценич. и историко-бытового танцев, пользуется пантомимой в духе совр. нем. «танцтеатра», обращается к гротеску, буффонадным приёмам народного площадного театра, акробатике.
Соч.: Передать чувство времени, «Сов. эстрада и цирк», 1981, № 9; Что останется будущим поколениям, «СБ», 1987, № 2.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)

ЭЙ..

ШИШКОВ

ШНИТКЕ

ШОЛЛАР

ШТЕЛИН

ШУРАЛЕ

ЩЕДРИН

ЭВНИКА

ЮНОВИЧ

ЯГУДИН

ЯНАНИС

(c) Русский балет 2009-2015