А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


«ЭСМЕРАЛЬДА», балет в 2 актах 5 картинах (по роману «Собор Парижской богоматери» В. Гюго). Комп. Ц. Пуни , сцен. и балетм. Ж. Перро. 9.3.1844, Королевский театр, Лондон, худ. У. Грив (декорации) и мадам Копер (костюмы); Эсмеральда - К. Гризи , Гренгуар - Перро, Феб - А. Сен-Леон, Клод Фролло - Л. Гослен, Квазимодо - А. И. Кулон. В России: 21.12.1848, Большой театр, Петербург, балетм. Перро; Эсмеральда - Ф. Эльслер (позже Гризи, Н. К. Богданова, К. Кукки, Е. П. Соколова и др.), Гренгуар - Перро, Феб - Фредерик . Клод Фролло - П. И. Дидье. 17.12.1886, в 4 актах 5 картинах, Мариинский театр , балетм. М. И. Петипа (по Перро с добавлением па де сис на муз. Р. Е. Дриго ); Эсмеральда - В. Цукки . 21.11.1899, там же, балетм. Петипа (по Перро), худ. О. К. Аллегри , Л. А. Андреев, С. И. Воробьёв, Г. П. Каменский, В. П. Ширяев , Г. А. Яковлев; Эсмеральда - М. Ф. Кшесинская , Клод Фролло - Н. С. Аистов, Феб - И. Ф. Кшесинский , Квазимодо - А. Ф. Бекефи . 22.11.1850, Большой театр, Москва, балетм. Перро, худ. И. Браун, П. А. Исаков , Ф. И. Шеньян, дир. Д. П. Карасёв, Эсмеральда - Эльслер (позже Е. А. Санковская , П. П. Лебедева, Л. Н. Гейтен и др.), Гренгуар - Перро. 29.4.1866, там же, балетм. К. Блазис и Эльслер, дир. П. Лузин. 21.11.1890, там же, балетм. Ж. Мендес (по Петипа), дир. С. Я. Рябов ; Эсмеральда - Гейтен, Гренгуар - Н. Ф. Манохин , Феб - И. Н. Хлюстин , Клод Фролло - В. Ф. Гельцер , Квазимодо - В. А. Шашкин. На сов. сцене неоднократно возобновлялся в Петрограде в пост. Петипа (в т. ч.: в 1918, Эсмеральда - Е. А. Смирнова; в 1923, Эсмеральда - О. А. Спесивцева ). 7.2.1926, Большой театр, балетм. В. Д. Тихомиров (по Перро-Петипа), худ. М. И. Курилко , дир. Ю. Ф. Файер ; Эсмеральда - Е. В. Гельцер, Гренгуар - И. В. Смольцов , Феб - Тихомиров, Клод Фролло - А. Д. Булгаков, Квазимодо - В. А. Рябцев . 23.4.1935, Театр им. Кирова, новая пост., в 3 актах 9 картинах, муз. в обработке Р. М. Глиэра, балетм. А. Я. Ваганова , реж. О. Э. Радлов , А. А. Берёзова, И. Н. Иванов , худ. В. М. Ходасевич , дир. Е. А. Дубовский; Эсмеральда - Т. М. Вечеслова , Гренгуар - Л. С. Леонтьев , Феб - Б. В. Шавров , Клод Фролло - М. А. Дудко , Квазимодо - К. А. Журавлёв, Диана - Г. С. Уланова , Актеон - В. М. Чабукиани . 15.11.1948, там же, балетм. и худ. те же, дир. П. Э. Фельдт ; Эсмеральда - Вечеслова, Гренгуар - В. В. Фидлер , Феб Шавров, Клод Фролло - Р. И. Гербек , Квазимодо - М. М. Михайлов , Диана - А. Я. Шелест , Актеон - С. С. Каплан . 1982, Ленингр. Малый театр, балетм. Н. Н. Боярчиков , по мотивам ред. Перро и Петипа, консультанты Вечеслова и П. А. Гусев, худ. Т. Г. Бруни , дир. М. П. Орехов ; Эсмеральда - Т. И. Фесенко . 14.10.1950, Театр им. Станиславского и Немировича-Данченко , новая пост., в 3 актах 8 картинах, муз. Пуни, Глиэра, С. Н. Василенко , сцен. Тихомиров, В. П. Бурмейстер, балетм. Бурмейстер, худ. А. Ф. Лушин , дир. В. А. Эдельман ; Эсмеральда - В. Т. Бовт , Феб - А. В. Чичинадзе . В д р. городах (в скобках фам. балетмейстеров): Воронеж (1962, Т. Е. Рамонова), Волгоград (1960, К. Ставский), Горький (1938, М. Д. Цейтлин, 1952, Т. Н. Кудашева, 1968, Н. Г. Конюс ), Красноярск (1944, В. И. Вронский, 1970, В. А. Хараев, Т. Н. Куржиямская), Куйбышев (1981, Ю. П. Ковалёв), Новосибирск (1953, М. Л. Сатуновский), Омск (1983, Бовт), Пермь (1936, А. Э. Монковский), Свердловск (1951, Сатуновский, 1973, М. Н. Лазарева), Челябинск (1958, О. М. Дадишкилиани , 1972, Л. В. Воскресенская - под назв. «Собор Парижской богоматери»).

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)

ЭС..

ЦИСКАРИДЗЕ

ЧАЙКОВСКИЙ

ЧЕРМЕНСКАЯ

ШАЛОМЫТОВА

ШЕХЕРАЗАДА

ШОСТАКОВИЧ

ШУБЕРТИАНА

(c) Русский балет 2009-2015