А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ЭЛЬСЛЕР (Elssler) Фанни (наст. имя Франциска) (23.6.1810, Гумпендорф - 27.11.1884, Вена), австрийская артистка. Училась в Вене у Ж. Омера, совершенствовалась в Италии и у О. Вестриса в Париже. Сценическую деятельность начала в 1818 в «Кернтнертортеатре» (Вена). Выступала вместе с сестрами Терезой и Анной в Вене и Берлине (1830), где исполняла гл. партии в пост.: Вестриса - «Фея и рыцарь» (1829); Ф. Тальони «Швейцарская молочница» (1830), а также в опере «Немая из Портичи» (балетм. Омер). В 1834-40 ведущая балерина парижской Оперы, дебютировала в балете «Буря» (балетм. Ж. Коралли). Исполняла гл. партии в пост.: Коралли - «Хромой бес» (1836) (с огромным успехом танцевала качучу), «Кошка, превращённая в женщину» (1837), «Тарантул» (1839); Ж. Мазилье - «Цыганка» (1839), а также в «Тщетной предосторожности» Ф. Герольда (балетм. Омер). В 1840-42 первая из знаменитых европ. танцовщиц совершила турне по Америке, затем гастролировала в Лондоне (1843 и 1847), Брюсселе (1843-44), Будапеште (1844-45), Милане (1838-48), Риме, Неаполе, Флоренции, Дублине, Гамбурге (1845-47). Выступала в гл. партиях в пост. Ж. Перро «Жизель» (1843), «Мечта художника» (1843), «Эсмеральда» (1844), «Катарина, дочь разбойника» (1847). В 1848-51 Эльслер гастролировала в России. Россияне полюбили её в балетах Перро, особенно в партии Эсмеральды, где темперамент Э., «гармония простоты и очарования» оказали огромное влияние на исполнителей, зрителей, были созвучны театр, исканиям мастеров рус., особенно моск. сцены. Триумфальными были её гастроли в Москве в 1850-51. Последние выступления Э. состоялись в 1851 в Вене в балете «Фауст» (Перро).
Э. - одна из выдающихся балерин эпохи романтизма. Блестящая танцовщица terre a terre'ного плана, она владела в совершенстве пуантной техникой. Её искусство сближалось с исканиями балетм. Перро. Пантомимич. дар, темперамент, обаяние делали Э. незаменимой исполнительницей его балетов, основанных на драм. действии, насыщенных романтикой сильных чувств. Э. - живая, страстная, «языческая» (по словам Т. Готье) танцовщица. Ей особенно удавались характерные танцы: качуча, тарантелла, мазурка, краковяк.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)
ЭЛ..

ШАТИЛОВ

ШЕВАЛЬЕ

ШИРОКОВ

ШЛЕФОХТ

ШЛЯМОВА

ШЛЯПИНА

ШМЫРОВА

ЭНТЕЛИС

ЮВАЧЁВА

ЯКОБСОН

ЯКУНИНА

(c) Русский балет 2009-2015