А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ЧЕРЕПНИН Александр Александрович (наст. фам. Нудель, псевд. Ли) (1876 - 20.12.1927, Москва), балетный критик. Один из первых моск. теоретиков танца нач. 20 в. В 1910-х гг., находясь под влиянием философии Б. Кроче, пытался рассматривать хореографию с точки зрения культурологич., философских идей времени, выступал против драматизации балета, синтеза искусств, за чистоту балетного жанра. После 1917 резко изменил ориентацию, встав на позицию вульгарного социологизма, утверждая утилитарность в искусстве танца. В 1918 редактор ж. «Театр». Сотрудничал с ж. «Новый зритель», «Программы академич. театров», «Жизнь искусства», «Зрелища» (регулярно вёл рубрику «Глядя, как танцуют»). В 1927 вновь вернулся к предреволюц. теориям, опубликовав статьи об «изобразительном» и «выразительном» началах в танце, соответствии муз. форм формам классич. балета. Поздние работы Ч. обрели актуальность в балетоведении 60-х гг.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)

ЧЕРЕПНИН Николай Николаевич [3(15).5.1873, Петербург - 26.6.1945, Исси-ле-Мулино, близ Парижа], композитор, дирижёр, педагог. В 1906-09 дирижёр Мариинского театра. В 1909-14 дирижировал балетными и оперными спектаклями Русских сезонов в Париже, а также спектаклями Русского балета Дягилева в Лондоне, Монте-Карло, Риме, Берлине. С 1921 жил во Франции, концертировал в европ. странах и США с произв. рус. композиторов. В музыке Ч. ощутимо влияние франц. импрессионизма и оркестрового стиля Н. А. Римского-Корсакова, по классу композиции которого Ч. окончил в 1898 Петерб. конс. Ч. - автор опер, произв. для симф. оркестра и камерного ансамбля, романсов и фортепианных пьес. Проф. Петерб. конс. (1909-18). Написал балеты: «Оживлённый гобелен» (2-я картина написанного позже балета «Павильон Армиды», спектакль Петерб. театр. училища на сцене Мариинского театра, 1907, балетм. М. М. Фокин), «Павильон Армиды» (1907, Мариинский театр, балетм. тот же), «Нарцисс и Эхо» (1911, Русский балет Дягилева, Монте-Карло, балетм. тот же), «Русская волшебная сказка» (пост. под назв. «Русские сказки», 1923, балетм. Л. Л. Новиков), «Вакх (Dionisys)» (1922), «Роман мумии» (1924, обе балетм. И. Н. Хлюстин) - все три для труппы Анны Павловой, с которой выступал также как дирижёр). Ч. аранжировал и оркестровал ряд муз. пьес для балетов, пост. в труппе Дягилева («Бабочки», «Карнавал», «Клеопатра»), в труппе «Мордкин балле», США («Золотая рыбка» на музыку соч. для оркестра «Сказка о рыбаке и рыбке», 1937, балетм. М. М. Мордкин), а также музыку оперы М. П. Мусоргского «Сорочинская ярмарка» для одноим. балета (1943, «Метрополитен-опера», Нью-Йорк, балетм. Д. Лишин).
Соч.: Воспоминания музыканта. Л., 1976.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)
ЧЕ..

ФЕДИЧЕВА

ФИАМЕТТА

ФОРЕГГЕР

ФРЕДЕРИК

ФУРАЛЕВА

ЧЕККЕТТИ

ЧЕКРЫГИН

ЧЕРКАШИН

ЧЕРНЫШЁВ

ЧУДИНОВЫ

ШАЙКЕВИЧ

ШИКАРЁВА

ШИПУЛИНА

ШИРИПИНА

ШУЛЬГИНА

(c) Русский балет 2009-2015