А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ЧЕЛЯБИНСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА им М. И. Глинки , открыт в 1956. Основу балетной труппы составили выпускники ЛХУ. Среди первых артистов: С. Д. Адырхаева, Г. М. Борейко, Т. М. Гиоев, Т. В. Косова, Э. Л. Кузьмина, А. В. Кулаева, Д. С. Лебедева, М. С. Лебедева, Т. Д. Мееркова, Э. Н. Певхонен, И. В. Пименов, Г. А. Плиев, С. Б. Токаев, Т. В. Хацаева, ведущая балерина и педагог С. М. Тулубьева, балетм. А. Я. Бердовский и Н. И. Трегубов, гл. дир. И. А. Зак, худ. Е. Г. Чемодуров. Первый балетный спектакль - «Лебединое озеро» (1956). В 1957 Ф. В. Лопухов перенёс на сцену театра Дон Кихота». Среди пост. классич. наследия: «Жизель», «Баядерка» (обе 1960), «Спящая красавица» (1961), «Тщетная предосторожность» (1963), «Шопениана» (1965). Однако после ухода в 1961 из театра Тулубьевой и затем ряда ведущих солистов уровень исполнения классических балетов заметно снизился. Утратился стиль исполнения, академизм в танце кордебалета, из репертуара исчезла «Спящая красавица», хореогр. текст оставшихся балетов упростился. Вместе с тем с первых лет существования театр стремился работать и над воплощением балетных партитур совр. композиторов. О. М. Дадишкилиани (гл. балетм. в 1957-64) пост. балеты «Цветок счастья» Г. А. Мушеля (1959), «Последний бал» Ю. С. Бирюкова (1961), «Маскарад» Л. А. Лапутина (1962), «Шакунтала» С. Баласаняна (1964). Среди лучших пост. три балета С. С. Прокофьева - «Каменный цветок», «Ромео и Джульетта» (оба балетм. Дадишкилиани) и «Золушка» балетм. Л. В. Воскресенской, которая в 1964-73 возглавляла труппу. Её др. пост.: «Барышня и хулиган». «Болеро» (обе 1965); «Легенда о любви» (1968): «Асель» В. А. Власова (1969), как правило, повторяли репертуар др. театров. Исключение составляли балеты «Тринадцать роз» А. Бертрама (1966) и «Я помню чудное мгновенье» на муз. М. И. Глинки - Г. Н. Синисало (1973, оба балетм. Воскресенская), впервые созданные на челябинской сцене. Театр в эти годы располагает сильной труппой: А. И. Вдовин, А. Я. Гейман, Т. С. Дулевская, В. С. Криворуцкий, К. Н. Малышева , В. П. Нарский, А. А. Осадчая, В. М. Постников , Л. С. Ратенко , О. А. Сапогов , И. Д. Сараметова , Л. А. Сидоркина, Ю. М. Сидоров , А. В. Щербина, М. Я. Щукин. После ухода Воскресенской театр остался без гл. балетмейстера, часто сменялись дирижёры, художники. Хранителями и реставраторами уже идущих спектаклей стали репетиторы театра: В. И. Бейлин, Н. М. Березина, С. Т. Тарановская , Т. Б. Хазанова, позже Борейко, И. В. Марцинковский, И. Д. Сараметова. В 1975-80 гл. балетм. В. Н. Бутримович. Он пост. балеты «Тиль Уленшпигель» Е. А. Глебова (1976), «Кармен-сюита» (1977), «Сотворение мира» А. П. Петрова (1978). Основу труппы в эти годы составляли выпускники Пермского и др. хореогр. училищ: А. С. Домрачев, В. Г. Жданов , А. С. Клековкин, Г. В. Клековкина , Марцинковский, А. А. Мунтагиров , Н. П. Надеждина, О. А. Панчёхина, Е. М. Попов . В 1980-90 балетная труппа работала без гл. балетмейстера. Несмотря на это, в репертуаре появились новые спектакли: «Двенадцать стульев» Г. И. Гладкова (1986, балетм. А. Б. Петров ), «Анюта» В. А. Гаврилина (1987, хореографию В. В. Васильева перенёс Н. Я. Акчурин), «Ромео и Джульетта» (1987, балетм. М. Г. Скотт , Ю. В. Папко ), Дама с камелиями» на муз. Дж. Верди - В. Е. Милова (1991, балетм. М. Ж. Тлеубаев), ставятся спектакли для детей: «Маленькая принцесса и семь гномов» Б. Павловского (балетм. Г. Г. Касаткин), «Три поросёнка» С. Н. Кибировой (все 1990; балетм. Тлеубаев), «Чиполлино» К. С. Хачатуряна (1992, хореографию Г. А. Майорова перенесла Э. М. Тимиргазина). Из классич. наследия: «Корсар» (1993, хореография М. И. Петипа , возобн. Б. В. Бланковым), «Дон Кихот» (1994), хореография Петипа, А. А. Горского, перенесла Тимиргазина). В труппе (1994): О. Е. Вандалет, Е. М. Бычкунова, Жданов, Т. Ф. Иванцова, З. Х. Ильясова, Клековкин, Клековкина, И. Ф. Копейка, А. Г. Костин, Е. Н. Костина, Л. П. Максимова , Мунтагиров, Д. А. Олюнина, Попов, В. Э. Степанчук, Э. Р. Сулейманов, Т. А. Сулейманова, Н. А. Терентьева, Т. П. Цветкова, С. И. Чадов. Педагоги-репетиторы: Борейко, Марцинковский, Сараметова. С нач. 60-х гг. (с перерывами) при театре существует хореогр. студия.

(Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997)

ЧЕ..

ГОРЬКОВСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА

ПРИЕЗД ФЕТИДЫ И ПЕЛЕЯ В ФЕССАЛИЮ

САРАТОВСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА

(c) Русский балет 2009-2015